Конфликт поэта и толпы в творчестве А. С. Пушкина
Писатели и поэты, творившие в разные эпохи, в своих произведениях отражали проблему взаимоотношений автора с разными группами читателей. И во всех этих произведениях отражались трудности взаимодействия, когда автору необходимо сохранить свою честь и достоинство. Например, суть такого конфликта между поэтом и толпой разносторонне отображается в лирике А. С. Пушкина. Поэт в юношеские годы мечтал о служении обществу и стране, о чем и писал в своем стихотворении «К Чаадаеву». Однако в скором времени он понял, что в условиях самодержавия и цензуры его ждут гонения. Цензора Пушкин считает гонителем, трусом и глупцом, который белое называет черным, а голос народа воспринимает как мятеж. Цензура противодействует публикации произведений литературы и тем самым мешает просвещению народа. Преследования со стороны власти и цензуры не могли не отразиться на отношении общества к поэту, а также на настроении самого поэта, который считал, что его талант и творчество загоняется в тесные рамки.
В своем стихотворении «Поэт и толпа» ту часть общества, которая не признает его свободолюбивую лирику и осуждает смысл и цель некоторых стихов, поэт называет «чернью тупой». Эта толпа требует от поэта, чтобы он служил исправлению общественных нравов. Однако, по мнению Пушкина, поэт рожден для вдохновения, ему нельзя приказать и требовать, чтобы он писал нравоучительные стихи или воспевал природу. Поэт пишет о том, что навеяно ему вдохновением, и подчинение толпе приведет к тому, что он перестанет быть творцом. Соответственно, нельзя жертвовать свободой выбора ради того, чтобы завоевать любовь народа.
Пушкин говорит о том, что ожидать каких-либо наград за свой нелегкий труд не стоит. Добиться того, чтобы современники искренне оценивали творчество, сложно, а угождение толпе и вовсе не соответствует принципам человека, имеющее чувство собственного достоинства. Поэт не может писать стихи по заказу толпы, угождая ей. А недовольство толпы не должно оказывать влияния на творчество. Поэт сам себе является судьей, а главной наградой будет удовлетворенность от результата своего труда. Тогда недовольство толпы не страшно для поэта. Истинные ценители искусства отметят заслуги поэта перед страной и обществом, отметят его ответственное отношение к своему творчеству.
Конфликт поэта и толпы в произведениях других классиков
Тема высокого предназначения поэта была интересна и многим другим русским классикам. Например, в своем произведении «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасов говорит о высокой роли гражданской лирики.
А в произведении «Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносов утверждал, что предназначение поэта заключается в служении на благо мира и ему необходимо воспевать в своих произведениях подвиги сынов Отечества, их отвагу и любовь к Родине.
Размышления классиков об отношении к творчеству поэтов и писателей продолжил Н. В. Гоголь, который в одном из лирических отступлений в поэме «Мертвые души» говорит о путях творчества. Он с иронией писал о том, что счастлив тот художник, который для отображения в своих произведениях выбрал характеры, которые отражают высокое достоинство человека. такой художник в глазах толпы становится выше своих собратьев, добивается славы и уважения. Он говорит о том, что люди чувствительны к лести, их в большинстве случаев раздражает правда, люди хотят выдавать желаемое за истину и поэтому восхваляют и лояльно относятся к художнику-льстецу.
А того же, кто решил отобразить реальную действительность, не приукрашивая ее, и показать то, что скрыто от равнодушных глаз, показать все ежедневные мелочи, всю повседневность человеческих характеров, отношений и событий, ждет совсем другая участь. В этом случае художнику не следует ждать восхищения и благодарности публики. Толпа осудит его произведения, критики отправят их в разряд не заслуживающих внимания, ничтожных. Художник, рискнувший показать реальность, будет осмеян толпой. Кроме того, автора вполне могут обвинить и в том, что в характере, который достоин осуждения со стороны общества, он изобразил себя. Гоголь поддерживает и защищает авторов, которые рискнули изобразить картину, «взятую из презренной жизни». и отмечает, что писателя и поэта, выбравшего такое суровое поприще, ждет одиночество.
М. Ю. Лермонтова относят к тем «взыскательным художникам», которые имеют право упрекать в неправоте не только публику и толпу, но и представителей поэтического круга.
В своем стихотворении «Поэт» Лермонтов указывает на проблему, которая связана с зависимостью писателей и поэтов от власти и денег. Творец в этом случае теряет свободу и свое назначение, подобно кинжалу, который повесили на стену, и он превратился в украшение, в игрушку.
Лермонтов считает очень важным, чтобы автор не променял силу таланта на золото, ведь талант имеет власть над сердцами людей и их умами.
В произведении «Пророк» поэт отмечает, что настоящий поэт, невзирая на все трудности своего призвания, всегда остается верным своему назначению, он не отступает и не подчиняется толпе в угоду мелкой выгоде и страстям. В этом мнение М. Ю. Лермонтова совпадает со взглядами А. С. Пушкина.
Когда идет речь о конфликте толпы и поэта, необходимо помнить, что имеется в виду не общество в целом, а лишь определенная его часть.
Иногда эту часть общества называют элитой, высшим светом, но это не народ, это лишь правящая верхушка. То есть, великие художники слова – поэты и писатели, могут находиться не в противостоянии с обществом, а в единстве с ним, если общей целью является интерес народа и Родины.
Таким образом, конфликту поэта и толпы свое внимание уделяли многие классики русской литературы. При этом этот конфликт заключается в следующем:
- нежелание поэта следовать требованиям толпы создавать удобные произведения
- нежеланииеписать стихи, которые будут противоречить принципам самого автора
- поэт отказывается писать стихи на заказ, оставаясь свободным творцом
- непринятие толпой взгляда поэта на нравственные ценности.