Психологизм в литературе – это изображение душевной жизни человека в художественном произведении.
Концепция сильной и свободной личности в ранних произведениях М. Горького
Характерной особенностью русских писателей 19 – начала 20 века является то, что они в своих произведениях рассматривают душевный мир человека, нравственные искания личности. Эту традицию продолжает и М. Горький.
Своеобразная концепция личности в ранних произведениях М. Горького связана с идеей гордого, сильного, свободного, ни от кого не зависимого человека.
Основным мотивом в ранних произведениях писателя является мотив нетерпимости по отношению к участи покорных и жалостливых страдальцев, «ненависти к страданию». Такая позиция противоречит позиции Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого – заступников «униженных и оскорбленных».
Горький в «Песне о Соколе» романтически связывает силу личности со стремлением к абсолютной свободе. Писатель симпатизирует свободной, гордой птице. Писатель считает, что человек должен стремиться к свободе и независимости, бороться за нее.
В рассказе «Макар Чудра» писатель снова воспевает и превозносит в человеке гордость и независимость. Лойко и Радда стремятся к абсолютной свободе, они хотят быть вольными, как ветер. И в этом сила этих персонажей. Но это и обрекает их на невозможность счастья, на одиночество. Лойко и Радда оказываются рабами собственной гордости и свободолюбия. За независимость и свободу они готовы отдать жизнь, но при этом утраивают способность жертвовать даже ради тех, кого любят. Бескомпромиссность в стремлении к свободе и независимости приводит обоих героев к трагичному исходу. Истинно свободный человек мог реализовать себя в любви только так, как сделали Радда и Лойко. В понимании раннего Горького смысл жизни – абсолютная свобода.
Однако в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький уже задумывается и над нравственным содержанием свободы и силы личности, ее долгом перед людьми и перед жизнью.
В этом произведении писатель показывает три проявления свободной, сильной, гордой, красивой личности:
- Сама старуха Изергиль,
- Ларра,
- Данко.
У получеловека Ларры вечная, но одинокая жизнь. Ларра является олицетворением высшего уровня развития вольнолюбия и гордости. Но эта гордость и свобода стали проклятием для людей и для самого Ларры.
Старуха Изергиль, казалось бы, исповедовала главную ценность в жизни – любовь. Однако любовь в судьбе Изергиль – в первую очередь эгоистическое наслаждение, которое испепелило эту когда-то прекрасную женщину и стало «чумой» для тех, кого она любит. Изергиль была подчинена страсти, но в любви она была свободнее, не позволяла ни подчинять себя, ни унижать. Она понимала людей, но всегда искала лишь любви. А когда любовь заканчивалась, для нее этот человек будто умирал. Изергиль даже жертвует, но жертвует не радостно, а больше для себя, с горечью – мстит тем, кто ее обидел.
Идеал истинно свободного и сильного человека – личность Данко. В этом герое сочетаются и гордость, и любовь к людям. Именно такое слияние, вероятно, и делает человека свободным. Данко желает свободы для всех, но его сердце сгорает во имя народа, который его предал.
Человек и общество в пьесе «На дне»
Если в ранних произведениях М. Горького человек предстает свободной, гордой личностью, то в творчестве писателя в более поздний период все большее место отводится обычным людям.
Так, в пьесе «На дне» Мю Горький пытается решить следующую проблему; что такое человек и чего он достоин – жесткой, горькой, жестокой правды или утешающей, сладкой лжи?
Писатель своей пьесой напоминает человеку о его предназначении. Горький, представляя читателям обитателей ночлежки, рисует некрасивую, удручающую картину прозябания людей: страдания, нищета, одиночество, безвыходность, бесперспективность их существования. Она особенно остро ощущается тогда, когда персонажи начинают рассказывать о своих мечтах. Например, Васька Пепел и Наташа мечтают уехать в Сибирь, начать там новую жизнь. Мечта Актера – вылечиться и снова вернуться на сцену. Настя уходит от реальности в воображаемый мир, где царит «чистая любовь», а Анна надеется на то, что после смерти придет успокоение.
Эти слабые люди, предаваясь иллюзиям и воспоминаниям, не хотят видеть правды о себе. Они боятся признать эту правду, и поэтому ищут опору в уходе от реальности. Об этом точно говорит Сатин: «Кто слаб душой…тем ложь нужна…». Он считает, что сильной личности ложь ни к чему, а слабые ею прикрываются.
Чтобы увидеть свое положение, оценить его, понять, как оно ничтожно и ужасно, нужно иметь силу, мужество и смелость.
Появление в ночлежке Луки раскрывает иллюзорность надежд, которыми «слабые» обитатели ночлежки себя успокаивают. Лука поддерживает каждого в его мечтаниях и пытается их перенести в реальный мир, утверждая, что «во что веришь, то и есть».
Образ Луки неоднозначен. Он не только сеет иллюзии. Лука совершает деятельное добро, однажды приютив двух беглых каторжников. Старик понравился и Актеру, и Насте, и Наташе, и Анне. О нем хорошо отзывался даже Сатин. Но можно ли Луку назвать сильным человеком? Ведь он врал, пусть и из жалости. Но сильный, свободный человек врать не будет. Он будет говорить правду, жить по правде. «Ложь – религия рабов и хозяев» - говорит Сатин. И именно Сатин ближе всех на пути становления сильной личности.
М. Горький, исследуя сознание людей, оказавшихся на «дне» жизни, показывает, что античеловеческие условия калечат, ломают личность. Даже любовь в таком случае ведет к увечью, смерти, каторге, убийству, вместо того, чтобы наполнять человека внутренним светом и теплом.
Люди, измученные жизнью, утрачивают веру в себя, в свои возможности. Именно это случается с Актером, который сводит счеты с жизнью. И подобное можно сказать о всех обитателях ночлежки. Писатель считает, что каждый должен обладать внутренним стержнем. В пьесе «На дне» Горький показывает, что по-настоящему сильный человек не только стремится к свободе – он стремится к правде. И именно в правде, по мнению писателя, заключается истинная свобода и сила личности.