Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сатирические образы в романе Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"

Определение 1

Сатира – это вид комического, который отличается от юмора и иронии резкостью обличения.

«Двенадцать стульев» как сатирическая энциклопедия советской действительности

Судьбу литературного содружества Ильфа и Петрова нельзя назвать обычной. Она трогательна и волнительна. Вместе они работали не так долго, всего десять лет, однако оставили в истории советской литературы глубокий след. Их романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» пользуются огромной популярностью у миллионов читателей. В совершенно новых исторических условиях Ильф и Петров не только сумели возродить старый жанр классического романа, но и придали ему принципиально новый характер.

Вся недолгая совместная творческая деятельность Ильфа и Петрова неразрывно связана с первыми десятилетиями существования советской власти. Писатели были не только современниками этой эпохи, они были активными участниками социалистического строительства. Их смех был литературным оружием.

Статья: Сатирические образы в романе Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Роман «Двенадцать стульев» - это сатирическое полотно с яркими юмористическими красками, галерея мелких, мельчайших людишек, связанных общей сюжетной линией. Главный герой романа, Остап Бендер, разыскивает двенадцать стульев. В их поисках он путешествует по различным городам, что позволяет ему встретиться с огромным множеством людей, очень разных по своему характеру, но принадлежащих к одной социальной среде. Все эти люди – мещане по характеру, по духу, это торговцы, бывшие чиновники, нэпманы и люди без какого-либо определенного рода занятий.

С виду они кажутся даже добродушными. Многие из этих людей формально не являются врагами советской власти и социализма, у них нет политических взглядов, а, например, у Эллочки-людоедки и вовсе нет никаких убеждений. Эллочка – просто двуногое млекопитающее, чей умственный багаж спокойно укладывается в несколько фраз. Но это только на первый взгляд.

Образ Эллочки-людоедки является, наверное, одним из наиболее сильных, выразительных сатирических образов в романе «Двенадцать стульев». В ее образе очень ярко представлена убогая и одновременно хищническая натура мещанства. У остальных она замаскировано даром приспособления, пышными фразами. А Эллочка вся словно на ладони. Опаснейшая черта людей, подобных Эллочке – живучесть. Такой тип личности существовал и будет существовать во все времена.

«Сатирические образы в романе Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Роман Ильфа и Петрова имел грандиозный успех. Его читали с неумолкающим смехом. Спустя три года после выхода романа Ильф и Петров снова вернулись к главному герою.

Замечание 1

В вышедшем в 1931 году романе «Золотой теленок» похождения, приключения и странствия Остапа Бендера продолжаются.

Возникает вопрос, для чего авторам было необходимо воскресить убитого Бендера? Сатирический образ Остапа Бендера приобрел огромную популярность. По своей жизненности его образ вошел в ряд типических литературных характеров, возглавляемый Чичиковым, Хлестаковым и другими сатирическими образами классической русской литературы.

Замечание 2

Имя Остапа Бендера стало нарицательным.

В романе «Двенадцать стульев» обрисовывается исключительно мелкий мирок обывателей, мещан, простофиль, которых так забавно и легко обманывает «великий комбинатор». Здесь отсутствует большой мир социалистического строительства и революции, с высоты которого беспощадно и осмеивается мелкота, заполняющая произведение. Все персонажи романа мелки, среди низ нет серьезных, крупных врагов. Этим объясняется некий налет добродушия в произведении. А главный герой романа, Остап Бендер, своей находчивостью, остроумием даже внушает к себе симпатию. Со сцены он уходит не разоблаченным до конца.

Роман «Двенадцать стульев» можно назвать энциклопедией советской жизни 1920-х годов. Не только Остап Бендер и Киса Воробьянинов, главные герои произведения, но и персонажи эпизодические, созданные с помощью фельетонной гиперболизации, гротескного преувеличения вышли со страниц книги и превратились в литературные шаблоны.

Система образов произведения

Система образов романа Ильфа и Петрова отличается многоперсонажностью. Это связано с удачным сюжетом, которые дает возможность рассмотреть обширную галерею образов, преимущественно, жуликов в разных ипостасях. Трубецкой, Альхен, Полесов, Кислярский, Эллочка, все эти персонажи – это простые обыватели, преследующие только собственные корыстные цели.

Главные герои романа:

  • Остап Бендер
  • Киса (Ипполит Матвеевич) Воробьянинов
  • Федор Востриков.

Второстепенные персонажи и их краткая характеристика:

  • Мадам Грицацуева, жена Бендера, - женщина средних лет, доверчивая, наивная, любвеобильная;
  • Клавдия Ивановна Петухова – хозяйка драгоценностей, теща Воробьянинова;
  • Александр Яковлевич —застенчивый воришка, завхоз
  • Эллочка- людоедка (Элла Щукина) – красивая, молодая, но недалекая, глупая женщина;
  • Варфоломей Коробейников – хитрый, жадный старик, заведующий старгородским архивом.

Киса Воробьянинов (Ипполит Матвеевич) был уездным предводителем дворянства. В романе он изображается как очень богатый в царское время человек.

Остап Бендер ярко выделяется на фоне всех образов произведения. Благодаря его авантюрам раскрываются личности всех жуликов.

Остап Бендер отличается находчивостью, превосходно знает психологию человека. его тонкое чувство юмора придает роману легкий характер. Он себя называет сыном турецко-подданного. За две авантюрные комбинации, которые составляют сюжет «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» был прозван великим комбинатором.

Этот персонаж стал одним из самых популярных персонажей среди мошенников и авантюристов мировой литературы. А обаяние Остапа Бендера настолько сильное, что практически полностью заслоняет сомнительные качества его чрезвычайно предприимчивой натуры. Герой с момента своего первого появления располагает читателя к себе и дальше это расположение только растет. Он умен, талантлив, широк натурой и даже в какой-то степени благороден.

Особенно это заметно на фоне его компаньонов – мелочного, жадного Кисы Воробьянинова, нечистоплотного, трусливого Паниковского, глупого Шуры Балаганова.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot