«Повесть временных лет» — это наиболее ранняя из русских летописей, сохранившихся в полном объёме. Летопись создана в 1110-х годах в Киеве и составляет основу более поздних русских летописей.
Идея, тематика, жанровое своеобразие «Повести временных лет»
В «Повести временных лет» исследователи выделяют две главные идеи:
- идея независимости Руси, ее равенство с другими странами;
- идея о единстве Руси, необходимости союза князей, осуждение распрей.
Основными темами «Повести временных лет являются:
- тема объединения городов;
- деятельность князей в мирное время;
- военная история Руси;
- история принятия христианства.
Произведение имеет интересную композицию. «Повесть временных лет» распадается на две части: до 850 г. хронология условная, далее – погодная. Также есть статьи, где обозначен год, а запись отсутствует. Это означает, что в этот год значительных событий, которые летописец посчитал бы нужным записать, не было. Под одним годом могло быть несколько повествований.
В произведение включены символы: чудеса, знамения, видения, поучения, послания.
Первая статья повести датирована 852 годом и связана с началом Русской земли. В статье 862 года помещена легенда о призвании варягов и установлении единого предка русских князей – Рюрика.
Крещение Руси в 988 году – следующий поворотный этап. В заключительных статьях автор повествует о княжении Святополка Изяславича.
Композиционное своеобразие произведения проявляется в соединении в нем множества жанров. И отчасти по этой причине под одним годом иногда помещаются сообщения разного содержания. «Повесть временных лет» – это свод первичных жанровых образований. В летописи можно встретить и погодную запись, и летописные сказания, и летописный рассказ.
Погодная запись – это самая простая и самая древняя форма повествования.
В рассказах о двух варягах-мучениках, об основании Киево-Печерского монастыря, о преставлении Феодосия Печерского, о перенесении мощей Бориса и Глеба обнаруживается близость «Повести временных лет» к житийной литературе.
Некрологические статьи в летописи связаны с жанром надгробных похвальных слов. Некоторые стати содержат словесные портреты скончавшихся исторических деятелей.
Принципы изображения человека в летописи
Человек в первую очередь оказывается носителем и выразителем существующих сословно-корпоративных идеалов и интересов. Он проявляет себя в тех поступках, которые ограничены традиционно-обрядовыми нормами сословно-корпоративной среды. Нормы формировались социальным бытом еще во времена язычества, затем разрабатывались в феодальном обществе и входили в литературу. В свою очередь, литература активно содействовала укреплению этих норм в действительности. Переживания и мысли человека становились предметом изображения в литературе только тогда, когда они оказывались необходимыми для идейно-символической интерпретации реально сложившейся политической или исторической ситуации. В таких целях, например, создавались внутренние монологи Бориса и Глеба перед описаниями их убийства (это были своего рода «плачи по самим себе»). Основанные на таких идейных принципах приемы гиперболизации в древнерусской литературе стали приобретать различные формы, зависящие от идейной позиции автора, его отношения к изображаемому персонажу. Так, положительные образы получали возрастающие признаки отвлеченной идеализации, отрицательные – признаки реальной конкретизации.
Как литературный тип, человек интересовал древнерусских авторов в отношении поучительно-символической персонификации тех реально-исторических и идеализированных качеств, которые должны были характеризовать определенную сословную среду.
Образы князей в летописи
Центральными героями «Повести временных лет» являются князья. Летописцы изображали их с точки зрения сформировавшегося княжеского идеала: смелый воин, глава народа, милостивый, великодушный, щедрый. Князь – добрый христианин и справедливый судья. Он милосерден к нуждающимся и не способен на преступления. Однако идеальных князей в «Повести временных лет» немного. В первую очередь, это Борис и Глеб. Остальные князья в летописи представлены более или менее разносторонне. Князя поддерживает дружина. А народ изображен чаще всего как страдательная сила. Герой появляется из народа и спасает государство. У большинства этих героев нет имени, ничего не известно об их прошлом, но каждый имеет гиперболизированное качество, которое отражает его связь с народом – мудрость или сила.
Первым русским князьям – Игорю, Олегу, Ольге, Владимиру, Святославу – в летописи даются немногословные, яркие характеристики. Автор всегда выделяет в образе героя доминирующее качество, причем индивидуального порядка. Например, в образе Ольги автор поэтизирует мудрость государственного деятеля, выражающуюся в поиске единой веры и мести древлянам. Характеристика Святослава эпически лаконична: прямодушный, мужественный человек, простой в общении со своими воинами. Святослав предпочитает победу в открытом честном бою военной хитрости. Князь всегда предупреждал своих врагов о том, что готовит поход. Характеристика князю дается через его поступки.
Князь Олег – мужественный, мудрый воин. Благодаря смекалке он побеждает греков, ловко распутывает их хитросплетения, заключает выгодный мирный договор с Византией. В народе удачливого князя прозвали «вещим», но от судьбы не удается уйти и ему.
Князь Игорь изображается в несколько ином плане. Он тоже смел и мужественен, внимателен у нуждам своей дружины, но жаден. И стремление собрать с древлян как можно больше дани становится причиной его гибели.
В летописях более позднего периода на первом плане оказывается изображение князя – примерного христианина. Характеристики этих князей лишены индивидуальности и официальны. Князь-убийца мог превратиться в настоящего праведника. Из непокорного сына Ярослав Мудрый превращается в орудие божественной кары для Святополка Окаянного.
В «Повести временных лет» история предстает в качестве поучения, данного в виде конкретных художественных сказаний, фрагментарных статей, повестей. Летописец убежден в том, что добро и справедливость восторжествуют, и выступает в роли публициста, выражающего интересы Русской земли.