Кавказ в жизни М. Ю. Лермонтова
На Кавказе М. Ю. Лермонтов впервые побывал в 1818 году, когда бабушка Е. А. Арсеньева привезла его на воды на лечение. Эта первая поездка оставила весомый отпечаток в сознании писателя. Однако особенно большое значение в жизни писателя имело посещение Кавказа в 1825 году. На тот момент Лермонтову было 11 лет. Эта поездка была подарком Елизаветы Алексеевны внуку перед тем, как он отправится на учение в Петербург или Москву.
Самые яркие детские впечатления поэта были порождены именно броской природой Кавказа. С пребыванием здесь в 1825 году связано и первое детское увлечение М. Ю. Лермонтова – именно здесь он узнал о чувстве любви, оставившем память на всю жизнь.
Пробуждение первого чувства соединялось с острым восприятием красот кавказской природы. В посвящении к «Аул Бастунжи» Лермонтов называет себя «сыном Кавказа».
Однако знакомство с Кавказом не ограничивается только детством поэта. 25 февраля 1837 года за стихотворение, написанное на смерть Пушкина, Лермонтов был отправлен в Нижегородский драгунский полк, который действовал на Кавказе. Край, так любимый поэтом, возродил Лермонтова, позволил ему обрести равновесие и гармонию.
В этот период Кавказ в сознании Лермонтова ассоциируется с местом свободы, противопоставляемым «стране рабов, стране господ».
По дороге в полк поэт заболел, и потому отправился на лечение в Пятигорск. В Севастополе и Пятигорске Лермонтов встречается со многими интересными людьми, например, доктором Н. В. Майером, который позже в повести «Княжна Мери» стал прототипом доктора Вернера, с декабристами В. М. Голицыным, С. И. Кривцовым, В. Н. Лихаревым, а также близко сходится с А. И. Одоевским.
Затем, после окончания лечения, Лермонтов едет в Тамань.
Во время первой кавказской ссылки поэт стал близко дружить с двоюродным братом – А. А. Хастатовым, который часто брал Лермонтова с собой на кумыкские свадьбы и пирушки. Лермонтов наблюдал зажигательные пляски, слушал чарующие песни, а также рассказы и легенды о казаках и абреках. Лермонтов наслаждался природой Предкавказья. Дружеские встречи, удивительные пейзажи, рассказы о храбрости и удали джигитов запечатлевались в памяти поэта и отразились в его творчестве.
В конце 1837 году благодаря хлопотам бабушки поэта переводят в Новгород, в Гродненский гусарский полк. Результатом скитаний Лермонтова по Закавказью и Северному Кавказу стали такие произведения, как:
- «Герой нашего времени»,
- «Мцыри»,
- «Ашик-Кериб»,
- «Тамара»,
- «Беглец»,
- «Дары Терека»,
- «Свиданье»,
- «Казачья колыбельная песня»,
- «Прощание»,
- «Кинжал»,
- Кавказская редакция «Демона»,
- «Хаджи Абрек».
В 1840 году, во время второй ссылки, Лермонтов после дуэли с Эрнестом де Брантом, сыном французского посла, попадает в Малую Чечню. Поэта переводят с тем же чином в Тенгинский пехотный полк, который воевал на Кавказе. Поэт принимал участие в боевых действиях.
На службе на Кавказе Лермонтов не расставался со своими записными книжками, куда вносил отельные сюжеты своих произведений, услышанные из уст кавказцев. Лермонтова интересует духовная жизнь Востока, и в некоторых произведениях (например, «Спор», «Тамара») Лермонтов качается вопросов «восточного мировоззрения».
В апреле 1841 года Лермонтов после отпуска в Петербурге снова возвращается на Кавказ. В мае 1840 года он прибывает в Пятигорск, чтобы пройти лечение на минеральных водах. В этот период Лермонтов пишет несколько стихотворений – «Утес», «Сон», «Они любили друг друга…», «Свиданье», «Тамара», «Выхожу один я на дорогу…», «Листок», «Пророк», «Морская царевна».
Однако Пятигорску, столь любимому поэтом, было суждено сыграть в его судьбе роковую роль. Кроме прочих знакомых здесь Лермонтов встретил Мартынова, своего товарища по Школе юнкеров. Ссора повлекла за собой вызов. Лермонтов не придал значения этой размолвке, и принял вызов, не собираясь стрелять в своего товарища. Однако выстрел Мартынова сразил поэта наповал.
Тема кавказской природы в лирике М. Ю. Лермонтова
Изображения природы Кавказа в произведениях М. Ю. Лермонтова необыкновенно ярки и точны. В природе поэт особенно любит движение.
Из поэтических изображений природы Кавказа ясно, что поэт день любил больше ночи, любил золотое солнце, синее небо, солнечный воздух.
М. Ю. Лермонтов, как истинный певец гор, любил яркие краски природы. Он любил белые облака, розовый закат, лиловые степи, синее небо, золотистые волосы и голубые глаза. В его поэзии практически нет цветов. Лилии и розы у Лермонтова – это не художественные ощущения, а поэтические прикрасы.
Из-за изобилия в лермонтовских поэмах картин экзотической кавказской природы поэта нередко обвиняли в подражании романтическим течениям той эпохи. Но кавказский материла поэта в «Демоне» и «Мцыри» - это органическое претворение наблюдений и переживаний, а не экзотическое обрамление в стиле романтиков. Благодаря таким краскам сюжеты приобрели совершенно новое качество. Кавказские пейзажи занимают немалое место в его творчестве – как в качестве «декораций» к произведениям, так и к сами по себе.
Изображение Кавказа в живописи М. Ю. Лермонтова
Лермонтову – писателю помогал Лермонтов-художник. Особенно интересны его пейзажи, выполненные маслом – «Кавказский вид с саклей», «Вид Пятигорска», «Вид Тифлиса», «Вид горы Крестовой», «Окрестности селения Карагач» и др.
Каждая кавказская панорама Лермонтова – это малый фрагмент вселенной. Он изображает руины, монастыри, храмы, представляя зрителю природный ландшафт. Фигурки людей, вписанные в каждый пейзаж – погонщики и верблюды, всадники грузинки – изначально подчиняются заданному ритму. А малый масштаб их изображений подчеркивает космическую безграничность целого. Однако, несмотря на романтические нотки, панорамы, изображенные поэтом, во многом совпадают с реальной топографией запечатленных мест и с описанием этих же мест в его произведениях.