Драма – это литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом, предназначенное для исполнения на сцене.
Нравственные проблемы, поднимаемые при изучении драмы «Гроза»
При изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» следует сделать акцент на следующих нравственных аспектах:
- Нравственные качества самодуров – признак их приближающейся гибели;
- Уступчивости самодурам, безволие – условия для их процветания;
- Борьба за человеческое достоинство;
- Разоблачение семейного гнета;
- Гибель Катерины как нравственная победа героини над «темным царством».
Творчество драматурга пришлось на 40-70-е годы 19 века. В этот период реакция сменилась демократическим движением, однако затем снова настало время засилья реакционных идей и политических репрессий.
Герои пьес Островского – чиновники, купцы, исторические деятели, актеры, сказочные герои. В большинстве своем это самодуры, ханжи, невежды и люди с богатой поэтической душой, выдающимся талантом, щедрым сердцем.
Пьеса «Гроза» - самая известная пьеса Островского, однако и она вызывает много споров и противоречивых суждений. Это связано в неисторическом подходе к анализу произведения. Необходимо больше внимания уделить условиям, в которых живут герои Островского.
Особое внимание следует обратить на материальные и нравственные основы «темного царства».
Н. А. Добролюбов считает, что развращающее влияние этого «темного царства» настолько сильно, что духом самодурства заражаются даже самые неспособные.
И в такой обстановке героиня драмы Катерина сразу выделяется свой эмоциональностью и искренностью, несмотря на ее чрезвычайную религиозность и необразованность.
Тематическое планирование по пьесе «Гроза»
Учитель, определяя путь изучения творчества А.Н. Островского в школе, в первую очередь решает, каким бы хотелось запечатлеть его в сознании учеников, и какой спектр знаний он хотел бы им дать. При этом следует заметить, что не существует каких-то определенных канонов в работе над темой, существуют различные системы уроков. Методы и приемы также многообразны.
Предлагаемая для текстуального изучения драма «Гроза» позволяет поставить целый ряд проблем, интересных для учащихся и требующих глубокого вчитывания в текст, его осмысления. Но, чтобы понять замысел Островского, ученики должны увидеть «Грозу» глазами современников писателя. В этом произведении идейно-художественный замысел воплощается главным образом в образе Катерины. Именно в образе героини заключаются колоссальные возможности воспитательного воздействия произведения.
На первом уроке преподаватель рассказывает о статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», затем эта статья в разных формах будет привлекаться в ходе изучения всей пьесы. Работа над произведением драматического жанра должно строиться таким образом, чтобы помочь учащимся восполнить в воображении в процессе чтения действия режиссера, актера, декоратора. Ему представляется возможность опираясь на текст нарисовать отдельную сцену, расположение персонажей, обстановку, поведение действующих лиц.
Большое значение при изучении драматического произведения имеет чтение по ролям, а также прослушивание пластинок и записей.
Наиболее целесообразной последовательностью изучения драматического произведения является работа по действиям. Однако сплошного и подробного изучения текста не может быть, так как это разрушает целостность впечатления. Именно поэтому необходимо выявление и выдвижение центральной проблемы в каждом акте. Некоторые из этих проблем могут относиться ко всей пьесе в целом, а не только к одному акту. Однако работа над отельным действием не может быть плодотворной, если у ученика нет представления о произведении в целом. Поэтому возможна следующая система уроков по изучению пьесы «Гроза»:
- Изучение биографии А.Н. Островского, его вклада в развитие русского национального театра;
- Вступительная беседа к пьесе, споры вокруг «Грозы»;
- Обзор произведения в целом;
- Работа над первым действием: «Неизбежность конфликта»;
- Работа над вторым действием: «Компромисс или бескомпромиссность?»;
- Работа над третьим действием: «На чьей стороне автор?»;
- Работа над четвертым-пятым действиями: «Сила или слабость характера? Поражение или победа?».
Главная часть первого урока посвящается лекции о взглядах драматурга на театр. Но крайне важно, чтобы учащиеся увидели настоящее новаторство Островского. Ученики должны представить, насколько необычны были пьесы Островского в репертуаре той эпохи, который состоял преимущественно из переводных мелодрам и пустых водевилей.
Затем идет изучение истории создания пьесы и статьи Добролюбова.
Третий урок начинается с разговора о жизни в Калинове. Очень важно, чтобы учащиеся осознали, что Калинов – это не только Дикой и Кабаниха, но и Катерина, Варвара, Кулигин, Кудряш. В пьесе Островского изображается переломный момент в жизни страны. Нравы Калинова жестоки, произвол его хозяев – огромен, однако им неспокойно, ведь терпение их жертв уже на исходе.
Катерина – главная героиня «Грозы». Однако, чтобы понять ее характер, судьбу, поступки, необходимо знать людей, окружающих ее. Внутренняя борьба Катерины выражается в самых разных формах. То она старается себя убедить, что ничего не произошло, то обещает сама себе, что будет мужа любить, тем самым неосознанно признавая, что не любит Тихона и пытается заставить себя относиться к нему так, как того требует долг жены.
Главная героиня пьесы не знает компромиссов: или терпеть, пока терпится, или уйти.
Ученики не всегда замечают, что в монологе с ключом Катерина, говоря о себе, свою долю связывает с долей всех русских женщин из народа. В ее простых словах, где слово «маюсь» выступает в роли синонима слову «живу», показана тяжелая женская доля.
Островский делает все возможное для того, чтобы зритель оправдал Катерину не только разумом, но и сердцем. Все третье действие построено на контрастах. Учитель предлагает ученика поразмышлять о том, какие преграды стоят на пути главной героини к счастью. Помимо внешних препятствий, существуют непреодолимые преграды в характере Катерины – ужас перед геенной огненной, страх греха, а также невозможность для честной героини жить двойной жизнью.
В завершение изучения драмы «Гроза» учитель дает ученикам задание написать сочинение по произведению. Темы могут быть разными, например:
- темы, рассчитанные на выяснение идейно-художественного замысла произведения, на анализ пьесы в целом;
- темы, которые побуждают сосредоточиться только на характере главной героини;
- темы, предполагающие анализ одного отдельного акта и т. д.