Биография баснописца
Знаменитый русский публицист, поэт и баснописец Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве.
Несмотря на то, что отец Ивана Крылова самоотверженно и с честью принимал участие в подавлении пугачевского восстания, особыми наградами его не наградили. После подавления восстания семья перебирается в Тверь. В 1778 глава семейства умирает и жизнь семьи становится на много тяжелее.
Ивану Крылову не удалось получить полноценного образования. Но он всегда занимался самообразованием, много читал, самостоятельно учился игре на различных музыкальных инструментах. Какое-то время Иван работал подканцеляристом в губернском магистрате Твери.
Затем семья переезжает в Петербург, там Иван получает должность приказного служителя в казенной палате.
Следует отметить, что будущий писатель был хорошо знаком с бытом и нравами просты людей. Он часто любил прибывать на различных ярмарках и праздниках для простолюдинов. Там он черпал много информации, обогащал свой язык.
В 1787 Крылов уходит в отставку и решает полностью посвятить себя писательской деятельности. Сначала писательство давалось Крылову не совсем легко. Первые его произведения не имели большого успеха.
В 1788 году в публикацию вышли первые басни Крылова «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл». Эти произведения так же не принесли писателю известности.
В 1789 году Крылов работает над ежемесячным сатирическим журналом «Почта духов». В этом журнале он обличает пороки современного общества. Все это оформлено в форму переписки гнома с волшебниками. Данное издание вызвало волну недовольств, и императрица предлагает Крылову уехать из России, Крылов соглашается.
В 1791 году он становится владельцем типографии и вскоре начинает издавать журнал «Зритель». Программа журнала была весьма разнообразная, но больше всего в ней было сатирических произведений. С каждым новым произведением писательский талант Крылова все больше растет.
В 1793 г. журнал «Зритель» был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий», и Крылов издает его совместно с А. И. Клушиным. В конце года Крылов покидает Петербург. Имеется мало информации относительно того чем Крылов занимался с 1794—1796 гг.
В 1797 году он уезжает в имение к князю С. Ф. Голицыну и занимается там секретарскими делами, а также обучает живущих там детей Голицына.
В 1801 году князь Голицын стал рижским генерал-губернатором, а Крылов был приглашен на работу его секретарем.
В 1803 г. Крылов вновь решает оставить работу.
В 1805 году Крылов начинает снова заниматься переводом басен. Он перевел несколько басен Лафонтена. Как отметили его современники, переводы были весьма удачны. Многие считали, что именно этом жанре Крылову стоит продолжать свою работу.
Позже Крылов пробует себя в написании пьес. Уже в 1807 году его современники считают Крылова весьма успешным драматургом. Но несмотря на это он снова возвращается к написанию басен.
В 1808 г. Крылов решил опубликовать в «Драматическом Вестнике» несколько басен, среди которых были ставшие впоследствии весьма известными «Оракул», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська».
В 1809 г. он публикует первое свое собрание басен, содержащее 23 басни. Эта книга имела огромный успех. Его произведения были высоко оценены читателями.
В 1810 г. Крылов стал помощником библиотекаря в Императорской публичной библиотеке.
В 1811 года он был избран членом Российской Академии.
В 1823 года Крылов получил от Российской Академии золотую медаль за литературные заслуги.
Официально Крылов женат не был. Но современники утверждают, что он жил гражданским браком с кухаркой Феней. 9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов скончался. Причиной смерти было двусторонее воспаление легких.
Творчество писателя
Иван Крылов прославился своими знаменитыми баснями. Его считают одним из первых представителей направления реализма. Свой творческий путь он начал с перевода басен Лафонтена, но он не просто переводил их, он вносил свое видение в описываемые бытовые ситуации, украшал их шутками и остроумными замечаниями. Большое значение в своих произведениях Крылов отводил морали и нравственности. Басни Крылова можно поделить на несколько подгрупп:
- общественно-политические басни
- отвлечённо-моралистические басни
- басни исторической направленности
- басни, посвященные литературной борьбе
- бытовые басни
Общественно-политические басни описывают деятельность власти, которая направлена не на благо народа. Крылов затрагивает такие темы как канцелярщину чиновников, произвол руководящих чинов, превосходство господ над подчинёнными. Типичными представителями этой группы басен принято считать:
- «Волк и Ягнёнок»,
- «Конь и Всадник»,
- «Лягушки, просящие царя»,
- «Крестьянин и Река»,
- «Мор Зверей» и др.
Отвлеченно-моралистические басни рассказывают о том, каким образом должен быть устроен мир. Каждый класс должен четко знать свое место, свои права и обязанности. Все вместе люди должны стремиться к тому, чтобы сделать мир лучше. В эту группу входят такие басни как «Листы и Корни», «Колос», «Орёл и Пчёлы». Многие басни Крылова обличают человеческие пороки, говорят о проблемах необразованности людей, примерами таких басен являются:
- «Огородник и Философ»
- «Ларчик»
- «Вельможа и Философ»
- «Свинья под Дубом»
Басни исторической направленности включают в себя произведения, посвящённые главным образом событиям войны 1812 года, например, «Ворона и Курица», «Кот и Повар», «Раздел», «Пожар и Алмаз», «Обоз», «Щука и Кот», «Волк на псарне», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» и др.
Басни, посвященные литературной борьбе, обличают литературных критиков, которые не объективны и не справедливы к произведениям других писателей. К этой группе относятся такие басни как:
- «Прохожие и Собака»
- «Демьянова уха»
- «Осёл и Соловей»
Бытовые басни, как следует из их названия, посвящены обыденным бытовым ситуация, с которыми мы встречается каждый день в нашей жизни. К этой группе басен относятся:
- «Мартышка и Очки»
- «Два Мужика»
- «Лжец»
- «Стрекоза и Муравей» и другие.
Главными персонажами крыловских басен являются звери, каждое животное наделено некой человеческой чертой, например, осел – упрямством, лиса – хитростью, пчела – трудолюбием и так далее.
«Волк на псарне»
Это произведение было написано Крыловым в 1812 году. Суть этой басни заключается в том, что человек, которого поймали на низком поступке, чаще всего начинает говорить о своих добрых намерениях, для того что бы «спасти свою шкуру». В образе Ловчего представлен Кутузов, а в образе волка – Наполеон Бонапарт. Крылов написал эту басню в связи с попыткой Бонапарта заключить мир с Россией в 1812 году.
«Зеркало и обезьяна»
Эта басня была впервые опубликована в 1816 году. Мораль басни заключатся в том, что человек зачастую легко может увидеть и начать критиковать недостатки других людей, в то время как не видит своих собственных пороков. Крылов в этой басне обличает порок осуждать других людей. Суть этой басни отражена в русской народной пословице «В чужом глазу соломину видит, а в своём - бревна не замечает». Обезьяна, глядя на себя в зеркало, не понимает, что видит саму себя и обсуждает недостатки зеркального изображения. Второй персонаж басни – это медведь. Он представлен в образе совестливого человека, который советует обезьяне в первую очередь обратить внимание на саму себя.
«Кукушка и петух»
«Кукушка и петух» впервые былиаопубликована в 1833 году. Суть басни заключается в том, что достаточно часто двум бесталанным людям весьма выгодно хвалить друг друга и признавать несуществующий дар. В этой басне Крылов обличает кумовство. Достаточно емко мораль басни прослеживается в такой русской народной пословице - «От кого чает, того и величает». Считается что прототипами этой басни являются Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча и А. В. Никитенко.