Декадентство – это антиреалистическое направление в искусстве и литературе конца 19-го – начала 20-го века, отличающееся крайним индивидуализмом, упадочничеством.
Детство и юность И. А. Бунина
Бунин Иван Алексеевич родился в Воронеже 10 октября 1870 года. Семья Буниных принадлежала к старинному дворянскому роду, восходящему к 15 веку, чем чрезвычайно гордился. Однако красивые воспоминания не отменяли неприглядного настоящего. Бунин, в отличие от своих именитых соседей, чьи имения находились неподалеку – Толстого и Тургенева, дворянином был только по рождению, но не по образованию, воспитанию и образу жизни. Отец писателя получил в наследство небольшое состояние, но не сумел его сохранить и разорился. Поэтому трехлетнего Ивана увезли из города на глухой хутор в Орловской губернии.
Свое детство писатель характеризовал как «полное поэзии печальной и своеобразной».
Бунин начал рано читать, уже в юном возрасте он пытался писать стихи. Однако ни бессистемное чтение, ни поэзия природы, ни первые литературные опыты не были в состоянии заменить систематическое образование.
В 1891 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию. Позже он писал, что воспоминания о гимназии и жизни в Ельце у него остались далеко не радостные. Через пять, не закончив обучение, Бунин уходит из гимназии. Вся последующая жизнь Ивана Алексеевича – это жизнь вечного скитальца, странника. Он всю жизнь жил по гостиницам и по чужим квартирам, до своего дома так и не дожил. Его жизнь с ранней юности была больше похожа на жизнь разночинца, не имеющего привязанностей, лишенного прочных корней и зарабатывающего на жизнь своим трудом, чем дворянина. Таким трудом для Бунина стала литература в самых разных ее проявлениях.
Личная жизнь
После ухода из гимназии Иван Алексеевич поселился в деревне, где занимался самообразованием, много сочинял, с 1887 года он стал публиковать свои первые рассказы и стихи. В этот же период Бунин начинает работать в газете «Орловский вестник». В Орле, как впоследствии вспоминал писатель, он встретил «к великому несчастью», долгую любовь. Отношения между бедным журналистом и дочерью врача В. В. Пащенко, длившиеся пять лет, закончились разрывом. В. Пащенко вышла замуж за друга И. Бунина. Через несколько лет эта история окажется в центре автобиографической хроники «Жизнь Арсеньева», именно Варвара стала прототипом Лики. Спустя несколько лет писатель женился на А. Н. Цакни, однако через год брак распался.
В 1906 году Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой, дочерью известного общественного деятеля. Через год молодые люди поженились и прожили вместе пятьдесят лет. После смерти Бунина Вера Николаевна написала мемуары «Беседы с памятью» и «Жизнь Бунина».
«Праведник среди грешников»
Несмотря на личные драмы, писатель продолжает много работать. Его произведения публикуются в авторитетных изданиях. Бунин переезжает в Москву, где знакомится с известными писателями, среди которых были А. П. Чехов, А. И. Куприн, В. Г. Короленко, М. Горький, В. Брюсов. Здесь Бунин издает книги, получает премии, становится почетным членом Академии наук. Однако все время он чувствует себя обойденным, словно родившимся не в то время.
Писатель тонко чувствовал природу, многосторонне воспроизводил характеры и быт, великолепно изображал пейзаж. Среди писателей-реалистов 19 века он чувствовал себя своим. Однако в серебряном веке, в модернистскую эпоху, такая поэтика и поэтика оказались устаревшими, несовременными. Одни так считали из-за отсутствия у него взгляда «сквозь» и лиловых миров, другие – из-за того, что у него не было отчетливой публицистической установки, призыва, лозунга, как у Л. Н. Андреева, М. Горького, А. И. Куприна. Бунин своим современникам казался чересчур бытовым писателем, недостаточно идейным. Писатель всю жизнь отстаивал свое право художника изображать человеческие характеры. В своей статье «На поучение молодым писателям» Иван Алексеевич спорит с критиком Г. Адамовичем, признававшемуся в своей нелюбви к «описательству», «внешней изобразительности», «бытовизму» и призывавший молодых авторов обратиться к «изображению внутреннего мира».
Эти поучения Бунин принимает на свой счет, однако он не понимает подобного механического разделения и нелюбви к внешнему миру. Он пишет: «Но люби, не люби, как все-таки обойтись без этой изобразительности?». «Писатель мыслит образами» - подчеркивает Бунин. Он говорит, что как музыка не может обойтись без звуков, живопись – без красок и изображения предметов, так словесность не может обойтись без слова. Он задается вопросом, «что делать с внутренним миром без изобразительности», если хочется как-то его показать, рассказать. Как описать его без «изобразительности», описательства? И в этом состоит главный конфликт Бунина. Писатель чувствует себя посланником девятнадцатого века в двадцатом, одиноким наследником великой традиции. Бунин страдает и за себя, и за истинное искусство. Он считает, что модернисты и декаденты своими фокусами, пошлостью, кривляньем подменяют настоящее искусство.
К. И. Чуковский на долгие годы запомнил один ночной монолог Ивана Алексеевича. В нем писатель с первых же слов стал ругать своих коллег – Федора Сологуба, Леонида Андреева, Бальмонта, Мережковского, Брюсова, Блока. Как отмечал Чуковский, Бунин говорил о них так, словно они в погоне за успешной карьерой кривляются на потеху толпы. Леонида Андреева Бунин сравнивает с громыхающей бочкой и обвиняет в абсолютном незнании русской жизни, склонности к дешевой риторике. Брюсова он называет совершенной бездарностью, который морочит своей мнимой ученостью простаков. Бальмонта характеризует как пошляка-болтуна. Бунин чувствует себя «единственным праведником, оказавшимся среди преуспевающих грешников». Ему невыносимо больно жить в литературе. Тяжела травма непризнания и литературного одиночества терзали Бунина до конца жизни. в 1950 году в «Воспоминаниях» Бунин вспоминает жестокие оценки большинства своих современников, но уже в другую эпоху и в другой стране.
Некоторые произведения И. А. Бунина:
- «Деревня» (повесть)
- «Митина любовь» (повесть)
- «Суходол» (повесть)
- «Жизнь Арсеньева» (роман)
- «Темные аллеи» (рассказ)
- «Господин из Сан-Франциско» (рассказ)
- «Стёпа» (рассказ)
- «Чистый понедельник» (рассказ).