Биография
Полное имя писателя – Иван Алексеевич Бунин. Родился в 1870 году в семье знатных дворян в Воронежской области. Позднее переехал с семьёй в Орловскую губернию, в небольшое обедневшее поместье, где и провёл детские и юношеские годы. Образования в школе Иван не получал, зато его старший брат, учащийся в престижном университете, с радостью обучал Ивана иностранным языкам, психологии, естественным и общественным наукам и философии. Именно благодаря брату Бунин получил отличное домашнее образование.
Свои первые работы Иван Алексеевич начал писать ещё в юности. Начиная с шестнадцати лет, его стихи и очерки публиковались во многих журналах, таких как «Родина», «Нищий» и т.д.
Первую славу начинающему поэту принёс сборник стихотворений «Листопад», в котором критикам удалось уловить особую интонацию автора, увидеть его индивидуальный стиль.
Одной из первых повестей стала «Деревня», в которой автор показывает реальную, горькую жизнь обычных русских людей, которых «бросает из стороны в сторону» на жизненном пути. Это произведение получило отклик среди читателей. Хотелось бы отметить, что в своем стремлении к правдивому изображению деревни Бунин во многом наследует Некрасову, продолжая лучшие традиции русского реализма.
К сорока годам Иван Алексеевич принимает решение начать путешествовать, он объездил большую часть родной страны и также побывал за её пределами. За время путешествий Бунин успел познакомиться с Толстым, Чеховым и другими литературными деятелями. В это время он подписывает контракт с издательством «Знание», которое публикует его работы. В 1920 году Иван Алексеевич уезжает из России, не желая оставаться на родине из-за революции и большевиков у власти. Он переезжает в столицу Франции.
В первые годы после эмиграции выходит собрание рассказов «Крик», которое полностью передавало тоску писателя по родному краю, его чувства угнетенности. Теперь уже на новом месте Бунин продолжал творчество, тяжело переживая разлуку с родиной.
В 1933 году Бунин обрёл всемирную известность: ему была присвоена Нобелевская премия. После такого значимого события произведения Ивана Алексеевича были переведены на несколько языков и обрели популярность в других странах.
Умер Иван Бунин в возрасте 83 лет, так и не закончив книгу о Чехове. Прах величайшего поэта и писателя был через некоторое время перевезён в Россию и захоронен
Особенности творчества
Пережитая жизнь многое изменила в мировоззрении, мировосприятии Бунина, сформировав особое бережное восприятие природы, образы которой центральной нитью проходят через все произведения писателя. В описаниях природы автор передаёт эмоциональное состояние героев, их мысли, ощущения:
- «Поздняя ночь» - главный персонаж размышляет о себе, вспоминает своё детство, когда такой же бледный месяц светил в окно его маленькой комнаты;
- В «Антоновских яблоках» полностью передаётся пейзаж осени. Читатель буквально может почувствовать запах свежих яблок, соломы и вишнёвого дерева. Такой пейзаж позволяет вспомнить главному персонажу самые светлые и теплые моменты из жизни.
- Цикл «Темные аллеи» богат произведениями, отражающими понимание Буниным любви между мужчиной и женщиной. Мужчины и женщины в его повестях любят, расстаются, а затем снова встречаются. Причем автор показывает такие ситуации, которые вполне возможны в реальности, в них нет мнимой вечной связи между героями. Они вольны следовать своим чувствам. Но следует отметить, что большинство любовных историй у Бунина завершаются именно драмой. Кто-то из героев остаётся в одиночестве, кто-то не знает, как жить дальше.
Природа для Бунина выступает не только контекстом, в котором живут, любят и страдают, но единственным средством избежать одиночества в мире. Сами образы природы создаются Буниным в соответствии с лучшими традициями русского реалистического искусства. В частности, красота, яркость красок при воплощении природных образов напоминает лучшие образцы пушкинской поэзии и гоголевской прозы.
При создании своих образов Бунин доводит до совершенства лаконичность и точность художественных средств: метафор, эпитетов, сравнений:
«минерально блестящие звезды», «яблочно-холодное лицо» и др.
Тема смерти в творчестве Бунина
Вопросы жизни и смерти, смысла жизни, тайны смерти и преждевременной кончины всегда занимали Бунина.
Тема смерти впервые прозвучала в произведениях Бунина в небольшой новелле «Лёгкое дыхание» 1916 года. Сюжет произведения крайне простой: рассказ о жизни и смерти молодой девушки, однако, этот простой, незамысловатый сюжет выводит на философские вопросы конечности, мимолётности земного существования.
Смерть становится центральной темой в произведении «Господин из Сан-Франциско», где тело умершего американца, весьма состоятельного человека, прячут в ящик из-под алкоголя, чтобы смерть этого человека не остановила веселья остальных туристов. Здесь автор показывает, что от статуса человека мало что зависит, что его жизнь всё равно ничтожна в столь большом мире, и никому нет дела, кем ты был до смерти. Автор подчеркивал:
«Жизнь, может быть, дается единственно для состязания со смертью, человек даже из-за гроба борется с ней: она отнимает у него имя - он пишет его на кресте, на камне, она хочет тьмой покрыть пережитое им, а он пытается одушевить его в слове»
Соответственно, в качестве основных особенностей творчества Бунина можно назвать:
- обращение к образам природы с целью репрезентации внутренних состояний, эмоций персонажей;
- обращение к вопросам противостояния жизни и смерти;
- глубокое философское идейное содержание произведений;
- высокий реализм наррации, в которой органично сочетается индивидуальный стиль автора с лучшими достижениями русского реалистического искусства;
- высокая интеллектуальность прозы.
Таким образом, творчество Бунина характеризуется глубоким идейным содержанием, актуальностью затронутой проблематики, которая волновала человечество на протяжении всей истории его существования, и не утратила своей значимости в наши дни.