«Серебряный век» —это период в истории русской литературы, относящийся к концу 19-го – началу 20-го века.
Литературные процессы в начале 20 века
В 20-е годы 20 века литературоведы считали, что новейшая русская литература берет свое начало с 1881 года – года смерти Ф.М.Достоевского. Но в настоящее время общепризнано, что этот этап начался в 90-е годы 19 столетия. А.П. Чехов является переходной фигурой в этом плане, он, в отличие от Л. Н. Толстого, принадлежит как 19, так и 20 веку не только биографически, но и творчески. Благодаря А. П. Чехову эпические жанры, такие, как повесть, роман, рассказ, стали разграничиваться как средний, большой и малый жанры. Также А. П. Чехов стал реформатором драматургии и театра. Однако в советское время «серебряный век» хронологически определяли как литературу конца 19-го – начала 20-го столетий. Принципиально новой считалась советская литература, которая возникла после революции 1917 года.
Национальная литература из-за величайшего политического катаклизма разделилась на три ветви:
- Советскую литературу,
- Литературу русского зарубежья,
- «задержанную» литературу.
У этих направлений различаются художественные принципы, тематика, периодизация, состав авторов. А революция определила многое во всех ветвях литературы. Однако раскол в русской литературе произошел не осенью 1917 года. «Пролетарская» поэзия, пользовавшаяся льготами со стороны новой власти, возникшая гораздо раньше, но оставалась, при всех ее стараниях, на периферии, а истинное лицо литературы той поры определяли лучшие поэты «серебряного века»: Н. Гумилев, А. Блок, В. Ходасевич, А. Ахматова, В. Маяковский, М. Волошин, С. Есенин, Б. Пастернак, М. Цветаева.
Разруха первых послереволюционных лет практически истребила художественную прозу и драматургию.
Роман Е.Замятина «Мы», написанный в 1920 году, стал первым крупным «задержанным» произведением, которое открыло целое ответвление отечественной литературы.
Со временем такие произведения включались в литературный процесс метрополии или зарубежья. В 1922-1923 годы окончательно сформировалась эмигрантская литература.
С.Есенин и В.Маяковский оказались у истоков советской литературы. Творчество Есенина после революции 1917 года, при всех его переживаниях и метаниях, гораздо глубже дореволюционного. В начале 20 века формируются новые литературные течения, появляются новые писатели, которые продолжают богатые традиции русской литературы. Основные литературные течения:
- Имажинизм,
- Символизм,
- Акмеизм,
- Футуризм.
Имажинизм, символизм
Имажинизм – это литературное направление в отечественной поэзии 20 века, по мнению представителей которого цель творчества заключается в создании образа. Главным выразительным средством имажинистов является метафора и метафорические цепи, которые сопоставляют различные элементы прямого и переносного образов. Творческая практика имажинистов отличалась эпатажем, анархическими мотивами. Большое влияние на общее поведение и стиль имажинизма оказал русский футуризм. Ведущими поэтами – имажинистами были В. Шершеневич, А. Мариенгоф, а также С. Есенин, который принимал участие в движении на протяжении нескольких лет.
Символизм является одним из крупнейших направлений искусства, сформировавшимся в 1870-1880-х годах во Франции. Наибольшего развития символизм достиг на рубеже 19-20 столетий во Франции, России и Бельгии. Символисты изменили не только виды искусства, но непосредственно само отношение к нему. Стремление к новаторству, экспериментаторский характер, обширный диапазон влияний, космополитизм стали образцом для множества современных направлений. Символисты в своих произведениях пытались отобразить жизнь души – переживания, тонкие чувства, смутные, неясные настроения, мимолетные впечатления. Поэты-символисты являлись новаторами поэтического стиха. Они его наполнили новыми образами, яркими и выразительными, иногда искали оригинальную форму. Известными символистами являются А. Блок, В. Брюсов, Д. Мережковский, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, А. Белый, А. Курсинский, В. Иванов и т.д.
Акмеизм, футуризм
Литературным течением, противостоящим символизму, является акмеизм. Это течение возникло в России в начале 20 столетия. Становление этого направления связано с «Цехом поэтов», центральной фигурой которого является Н. Гумилев, он же является и основателем акмеизма. Направление утвердилось в творческой практике Н. С. Гумилева, С. М. Городецкого, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой, М. А. Зенкевича и других.
Футуризм – это направление в изобразительном искусстве и литературе, возникшее в начале 20 века. Основоположником направления и автором термина является итальянский поэт Маринетти. Футуризм предполагает культ будущего дискриминацию настоящего и прошлого, отказ от традиционной грамматики, право поэта на свое словотворчество, орфографию, ритм, скорость. Известными футуристами являются В. Маяковский и И. Северянин. После высылки за границу философов немарсксисткого направления в 1922 году «серебряный век» отечественной культуры фактически завершился. Было положено начало вмешательству партии в духовную культуру.
Становление советской литературы
Оставшиеся в России и принявшие новую власть писатели были вынуждены принять новую идеологическую доктрину – социалистический реализм. Родоначальником доктрины является М. Горький. Принципами нового метода являются правдивое историческое изображение действительности, воспитание трудящихся в духе социализма, выполнение задачи идейной переделки.
Главной задачей искусства стало создание образа положительного героя, преданного партии и государству, активного преобразователя жизни, с которого должны брать пример все люди, особенно молодое поколение. Отличительная черта искусства этого периода – социальный оптимизм, которым пронизаны произведения Л. Леонова, М. Шолохова, В. Катаева, Н. Островского.
Соответствие официальной идеологии стало основным критерием оценки произведений в 1930-е годы.