Летопись — это исторический жанр, который представляет собой погодовую запись исторических событий.
Особенности древнерусской словесности
История древнерусской литературы 11-13 веков часто рассматривается как первая глава современной русской литературы. Образы из летописей, из «Слова о полку Игореве» занимают свое место в отечественной культуре.
Главное отличие древнерусской словесности от художественной литературы современности заключается в предназначении. Основная задача художественной литературы – поднять читателя над обыденным миром. В сложных и интеллектуальных книгах это делается с помощью многопланового содержания и неожиданной формы. В произведениях «попроще» лихо закрученный сюжет с неожиданной, неочевидной развязкой. Некоторые мастера успешно сочетают и то и другое. Критики 19 века считали, что искусство обязательно должно быть полезным. Подобные суждения сегодня считаются устаревшими.
Книжная культура российского Средневековья – совсем другое дело. Книги и письменность на Руси появились после Крещения, поэтому их содержание и состав, прежде всего, определялись потребностями Церкви. Искусство ради искусства в глазах Церкви считалось делом опасным, так как оно способно притягивать внимание, соответственно, помогать дьяволу, который не откажется от случая отвлечь людей от молитвы и ввергнуть их души в соблазн. Чтобы такого не допустить, некоторые формы народных развлечений были запрещены церковными канонами (например, площадные комедии). Реализовать подобные запреты было довольно сложно, и скоморохи, трубы, русалии, гусли продолжали «переманивать» людей от Бога. При этом упоминания скоморохов в источниках домонгольского периода единичны. Словесность Древней Руси, знакомая современному читателю, – сугубо религиозна. Основная задача словесности – приносить духовную пользу. Подобная целевая установка, однако, не исключала изящество слога. Скорее, наоборот, божественные истины блистательны и сложны, и их невозможно излагать простым языком. Поэтому мысли выражались посредством сложных многоплановых сравнений. Например, автор конца 12-начала 13 веков Даниил Заточник, обращаясь к князю, сопоставляет себя с ягненком, «птицей небесной», травой, младенцем. Здесь общим является то, что все они зависят от милости свыше, и это милости от князя добивается и сам Даниил Заточник.
Человечество уподоблялось храму Божьей премудрости, который держится на семи столпах – семи Вселенских соборах. Книги образно назывались реками, поящими Вселенную. Главным умением древнерусского книжника являлся подбор синонимов, и чем их было больше, тем лучше.
К моменту Крещения знание иностранных языков не было редкостью. Древнерусская словесность в результате могла опираться на достижения византийской литературы, которая соединяла античную риторику и образность Священного Писания.
Многие авторы сочинений Церковью почитались как святые, что давало определенную гарантию точности и уместности заимствований. Однако подобный творческий метод ограничивал свободу литературного эксперимента. Но для религиозной культуры строгое следование образцам, освященным традицией, было наиболее подходящим.
Произведения древнерусской литературы
Важнейшими произведениями русской словесности 12-13 веков являются:
- «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона;
- «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора;
- «Перенесены святые в церковь Святой Богородицы»,
- «Повесть временных лет»,
- «Князь Ярослав пошел войной на Литву»,
- «Слово о слепце и хромце» Кирилла Туровского;
- «Слово о полку Игореве».
«Слово о законе и благодати» было написано Илларионом еще до представления его на кафедру – в числе живых автор называет Ирину-Ингигерду, супругу князя Ярослава мудрого, которая умерла в 1050 году. Также Илларион говорит о церкви Благовещения на Золотых воротах, которая была построена в 1037 году. Соответственно, произведение было написано после 1037 года, но до 1050. Точнее определить время и обстоятельства создания памятника русской словесности не удается. Плохо известна и биография митрополита Иллариона.
«Слово» Иллариона состоит из трех частей. Сначала автор рассказывает о том, как человечество узнавало о пути спасения – сначала через Ветхий Завет, называемый в произведении «Законом», затем через Новый Завет – «Благодать». Автор при этом уделяет особое внимание богочеловеческой природе Христа.
Затем рассказывается, что Русь приобщилась к благодати христианства. В конце автор возносит хвалу Владимиру за Крещение Руси. В этой части подчеркивается, что Русь является мощным самостоятельным государством, а также то, что Владимир пришел ко Христу сам. Еще одним известным книжником 11 века был Нестор. Его знают как «летописца». Но между сочинениями Нестора и древними летописями есть ряд противоречий. Но вклад Нестора в древнерусскую агиографию не вызывает сомнений.
Первым агиографическим произведением Нестора было «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». Под пером Нестора гибель Бориса и Глеба из эпизода местной политики превратилась в событие мирового масштаба, а святые – в покровителей христиан.
Затем Нестор реши написать о святом Феодосии Печерском. Он происходил из состоятельной семьи, но с самого детства отличался религиозностью. Феодосий сбежал в Киев, в монастырь. Тот монастырь, куда приняли Печорского, представлял собой пещеру, выкопанную в берегу Днепра. Но эта скромная обитель на несколько десятилетий стала центром монашеской жизни Руси, а Феодосий стал признанным лидером монашеского движения. Нестор сумел соединить традиционную форму агиографии и психологической точностью и достоверностью в изложении конфликтных ситуаций.
Такое же сочетание следования традициям и виртуозных описаний реальных конфликтов представляет древнерусская летопись. Задачей летописи было найти место Руси в замысле Провидения относительно человечества. Поэтому летописные рассказы всегда начинаются с повествования о народах на земле и о происхождении славян. Летопись не может закончиться, так как концом летописного дела может стать только Страшный суд.