Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исторические очерки Эдварда Радзинского

Определение 1

Э. Радзинский – популярный сценарист, драматург, телеведущий и автор многочисленных бестселлеров.

В 1958 году на сцене Московского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Мечта моя… Индия». Автором пьесы был Эдвард Станиславович Радзинский, тогда еще мало кому известный студент выпускного курса Московского историко-архивного института. Этот год считается началом его творческой карьеры.

Биографическая справка

Эдвард Радзинский – москвич. Он родился в 1936 году. Его отец был известным советским драматургом, а мать служила следователем по особо важным делам. Из восьми детей супружеской пары в живых остался только Эдвард Станиславович. После школы он поступил в Московский историко-архивный институт. По примеру отца стал писать пьесы, первая из которых была поставлена в Театре юного зрителя, но после 14 показов ее убрали из репертуара, поэтому Радзинский считает эту постановку провальной.

За основу литературного дебюта, как и темы выпускной дипломной работы, автор взял жизнеописание и научную деятельность русского ученого-индолога Герасима Степановича Лебедева. Радзинский с головой окунулся в сбор документальных материалов. Работа стала фундаментальным исследованием и была переведена на несколько языков, а позже опубликована. Профессиональный подход к сбору документальной информации всегда будет отличать работы Эдварда Станиславовича Радзинского.

Продолжая экспериментировать с литературным словом, в 1964 году Радзинский выпускает пьесу с амбициозным названием «104 страницы про любовь». Ее замечает режиссер Театра имени Ленинского комсомола Анатолий Эфрос. После премьеры Эдвард Станиславович, как говорится, проснулся знаменитым. Через четыре года он выступает в роли сценариста фильма «Еще раз про любовь», который делает его известным во всем Советском Союзе. На съемках фильма, а затем при постановке пьесы Товстоноговым на сцене Ленинградского Большого драматического театра, у молодого драматурга и исполнительницы главной роли Татьяны Дорониной завязались отношения. Ради них Радзинский развелся с первой женой, а Доронина переехала к нему в Москву. Брак просуществовал всего два года и о нем оба не любят вспоминать.

«Исторические очерки Эдварда Радзинского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Пьесы Эдварда Радзинского заинтересовали не только великого Товстоногова. По ним делали постановки режиссеры:

  • Андрей Гончаров;
  • Роман Виктюк;
  • Валерий Фокин и другие.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия, на московских театральных сценах шло несколько спектаклей одновременно. Его пьесы оказались востребованными в странах ближнего и дальнего зарубежья. Некоторые критики сравнивали востребованность Эдварда Радзинского с зарубежной популярностью Антона Павловича Чехова.

В период после перестройки Эдвард Радзинский начинает выпуск цикла телепрограмм, посвященных истории России. Передачи выходят на центральном канале «Культура» и набирают огромную популярность. Радзинский «берет» публику необычной манерой повествования, рассказами, наполненными неизвестными до сей поры фактами, харизматичным поведением на экране. Кажется, что он знает об истории государства практически все, для него не существует «белых пятен».

История популярным языком

К теме исторических очерков Радзинский обращается в начале 90-х годов прошлого века, хотя он сам утверждает, что начал их писать еще в 1976 году. Тогда он начал работу над трилогией:

  • последний царь (Николай II);
  • первый большевистский царь (Сталин);
  • грешный мужик (Распутин).

Его интересуют трагические периоды мировой и отечественной истории, а также жизнь и деятельность выдающихся личностей. Его книги переводятся на разные языки мира. Габриэль Гарсиа Маркес после прочтения книги о последнем русском царе, называет Радзинского тонким психологом, прекрасно разбирающемся в человеческой психике. Он отмечает, что Эдвард Станиславович знает, любит свою страну, понимает ее историю, поэтому кому, как не ему открывать тайны исторического закулисья своему народу.

Свой первый просветительский телепроект он называет «Загадки истории». С помощью самого популярного средства массовой информации он доносит людям разгаданные им исторические тайны. Ранее неизвестные архивные данные и природное красноречие Радзинского выводят программу на первые строчки в рейтинге. Очередные выпуски телевизионных исторических очерков ждут сотни тысяч заинтересованных телезрителей. Позже писатель выпустит из печати книгу с аналогичным названием, в которой опишет ход своих архивных исследований и результаты, к которым он пришел.

Исторические очерки Радзинского находятся где-то на стыке жанров. С одной стороны – это профессиональное историческое исследование, основанное на архивных данных. С другой стороны, Радзинский дает себе волю высказывать собственное мнение по отношению к историческим личностям и событиям. Дар драматурга дает о себе знать в виде постановочной манеры изложения материала и расставления акцентов в нужных автору местах. Создается впечатление, что документальные свидетельства дают автору информацию к размышлению. До читателя он доносит их с ощутимой авторской позицией. Поэтому, многие историки не рекомендуют использовать книги Радзинского в качестве учебных пособий и предлагают их в форме дополнительной литературы при изучении исторического периода.

В своих исторических произведениях Эдвард Радзинский часто делает отступления философско-этического характера. Он рассуждает о жизни и смерти, описывает события в диалогах, расставляет акценты на моральных аспектах поступков исторических личностей. Он сам отвечает на вопросы, как сложилась бы ситуация, если бы события выстроились иначе. Его произведения подвергаются критике со стороны историков еще и потому, что Радзинский иногда не указывает источник, из которого взята та или иная информация. По мнению доктора исторических наук Л. А. Лыковой в книге «Господи… спаси и усмири Россию. Николай II: жизнь и смерть» Радзинский подает архивную информацию без указания источников. Не известно, откуда автор взял данные и какие архивы ему были доступны при работе над книгой. Поэтому, считает критик, он по-своему «интерпретирует» смысл документа, тем самым некорректно относится к архивным источникам.

Замечание 1

Несмотря на критические замечания, книги Эдварда Радзинского становятся мировыми бестселлерами, а его самого представляют к наградам и премиям за плодотворную деятельность и вклад в развитие российской истории, театра и телевидения.

Дата последнего обновления статьи: 03.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot