Художественный мир лирического произведения – это мир эмоциональных переживаний, чувств поэта.
Характерные черты лирики А. Блока
Лирика А. Блока - уникальное явление в отечественной культуре. При всем многообразии проблематики, отличии раннего творчества от творчества зрелого периода, лирика Блока выступает как целое, в развернутое во времени, произведение. Современники заметили, что в лирике Блока часто повторяются несколько ключевых слов. Например, К. Чуковский отмечал, что «сны» и «туманы» – излюбленные слова раннего Блока.
Для всей лирики А. Блока характерной является устойчивая повторяемость ключевых образов, лирических ситуаций и словесных формул. Эти слова и образы наделяются не только значениями «словарными», они получают и дополнительную смысловую энергию, новые семантические оттенки. Однако значение подобных слов-сигналов определяет не только контекст конкретного произведения. Лирика Блока благодаря сквозным мотивам обладает чрезвычайно высокой степенью цельности. Сам Блок хотел, чтобы читатели рассматривали его лирику как роман в стихах, состоящий из трех томов. Поэт назвал этот роман «трилогией вочеловечения».
Такая позиция поэта связана прежде всего тем, что центром его лирики является личность современного человека. Именно она в ее отношениях и с социальным, и с «космическим», и с природным миром составляет ядро проблематики творчества Блока. Традиционно подобная проблематика до Блока воплощалась в жанре романа.
В лирическом «романе» Блока тоже присутствует своеобразный сюжет, однако он не событийный, а лирический, он связан с движением мыслей и чувств, с развертыванием устойчивой мотивов. В лирическом «романе» А. Блока нет дистанции между героем и автором, здесь личность сама поэта является героем «Трилогии вочеловечения». Поэтому в литературоведении по отношению к нему используется такая категория, как «лирический герой». Этот термин, сегодня используемый и по отношению к творчеству других поэтов, впервые появился в статьях Ю. Тынянова о поэзии Блока.
Основными признаками лирики Блока являются:
- Возвышенность тематики
- Музыкальность
- Мистическая настроенность
- Многозначность
- Расплывчатость образов
- Недосказанность.
Герой лирики Блока может быть безымянным воином из стана Дмитрия Донского или посетителем пригородного ресторана, или Гамлетом, или иноком, но каждый раз эти образы – воплощения одной души, одного способа мышления, одного мироощущения. Введение термина Ю. Тынянов объясняет тем, что самой большой лирической темой А. Блока стала сама личность поэта. Поэтому при всем многообразии тематического материала, который составляет предметный фон лирики Блока, «трилогия вочеловечения» от начала до самого конца моноцентрична.
Внешняя композиция лирики Блока
Свой «роман в стихах» А. Блок делит на три тома. Каждый том обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из трех этапов «вочеловечения».
«Вочеловечение» - это слово, взятое и богословского лексикона, оно обозначает воплощение Бога в облике человека, явление Сына Человеческого.
Образ Христа в поэтическом сознании А. Блока связан с идеей личности творческой – артиста, художника, который всей своей жизнью служит пересозданию мира на основах красоты и добра.
Основу сюжета трилогии составляет путь лирического героя. В рамках каждого из этапов общего движения большое количество частных ситуаций и эпизодов. Как правило, в романе прозаическом конкретный эпизод – содержание главы. В лирическом же романе А. Блока – содержание стихотворного цикла.
Самой распространенной ситуацией является встреча лирического героя с разнообразными явлениями и фактами природного и социального мира. На пути героя возникают реальные преграды, обманчивые миражи, испытания и соблазны, открытия и ошибки. На пути много перекрестков и поворотов, страданий и сомнений. Но каждый эпизод обогащает лирического героя бесценным духовным опытом, расширяет его кругозор. Пространство романа по мере движения расширяется концентрическими кругами и в конце пути взгляду героя предстает пространство всей Росси.
Кроме внешней композиции, которая определяется делением на тома и циклы, трилогия вочеловечения имеет и более сложную внутреннюю композицию – систему мотивов, лексические, образные и интонационные повторы, которые связывают в единое целое отдельные стихотворения и циклы.
В отличие от темы, мотив является категорией формально-содержательной. В поэзии мотив служит композиционной организации отдельных стихотворений в единое целое. Ввиду отсутствия прямых сюжетных связей между стихотворениями мотив восполняет композиционную целостность цикла и даже всей лирики Блока. Он создается повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими образами и ситуациями.
Основные мотивы лирики А. Блока
Центральным циклом первого тома лирической трилогии А. Блока является «Стихи о Прекрасной Даме». Эти стихи для Блока на протяжении всей жизни были самыми любимыми. Этот цикл принципиально многопланов. Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» - это сюжет ожидания Встречи с возлюбленной. Эта встреча должна преобразить героя и весь мир, соединить землю и небо. Участниками этого сюжета являются «он» и «она». В противопоставлении небесного и земного, в неравенстве Прекрасной Дамы и лирического героя заключается драматизм ситуации ожидания. Наряду с мотивом ожидания встречи звучит мотив ее боязни. Прекрасная дама в миг воплощения может превратиться в создание греховное, а нисхождение ее в мир может оказаться падением.
Во втором томе трилогии отчетливо проявляются перемены, произошедшие в душе поэта. В его сознание вторгаются события окружающей действительности, которые требуют осмысления. Блок воспринимает эти события как динамичное начало. Второй том трилогии связан в первую очередь с мотивами погружения в жизненные стихии.
Ведущим мотивом третьего тома является омертвение мира современной городской цивилизации. Лирический герой осознает, что поиски личного счастья греховны. В «страшном мире» счастье может обернуться моральной глухотой и душевной черствостью.