Психологизм в литературе – это углублённое изображение душевных переживаний героя.
История создания, жанр, направление повести
Вклад Н.М. Карамзина в культурное развитие России сложно переоценить. Писатель после многочисленных поездок в Англию, Германию, Швейцарию, Францию вернулся в Россию, а в период своего отдыха на даче у П.И. Бекетова и взялся за новый литературный эксперимент. На замысел произведения оказал значительное влияние местный антураж. Замысел повести «Бедная Лиза» Карамзин вынашивал еще во время своих путешествий. Природа для писателя имела огромное значение, Карамзин по-настоящему любил ее и часто менял суету города на поля и леса.
Повесть была опубликована в 1792 году в «Московском журнале». Произведение принесло писателю неслыханную славу.
«Бедная Лиза» является первой русской психологической повестью. В ней описываются нравственные разногласия людей, принадлежащих к разным сословиям. Чувства главной героини ясны и понятны читателю. Для девушки счастье – это любовь, потому она так наивно и слепо отдается своим чувствам. Чувства Эраста более запутаны, он сам не может их понять. Сначала он хочет просто влюбиться так же, как в романах. Но в скором времени становится ясно, что жить такой любовью он не способен. Полная страстей и роскоши городская жизнь оказывает на героя огромное влияние. Эраст открывает для себя плотское влечение, которое полностью уничтожает любовь духовную.
Карамзин является новатором. Писателя по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма
Произведение было воспринято читателями с восхищением, так как общество уже давно желало чего-то подобного. Нравоучения классицистического направления порядком надоели публике, а сентиментализм демонстрирует чувства, переживания, эмоции героев.
Тематика, проблематика, главная мысль произведения
Главной темой сентиментальной литературы являются искренние чувства и переживания человека, столкнувшегося с равнодушием реального мира. Н.М. Карамзин стал первым писателем, принявшим решение писать о душевном страдании и счастье простого народа. Писатель в своем произведении отразил переход с гражданской темы, распространенной в эпоху Просвещения, ан тему личностную. Основным предметом интереса этой темы становится духовный мир индивидуума. Карамзин, углубленно описывая внутренний мир героев с их переживаниями и чувствами, развивает литературный прием психологизма.
В «Бедной Лизе» любовь – это испытание, которое проверяет героев произведения на верность своему слову. Лиза отдается своему чувству полностью, без остатка. Автор возвышает и идеализирует ее за эту способность. Лиза – воплощение женского идеала. Она полностью растворяется в обожании любимого и верна ему до последней минуты. Эраст не смог выдержать проверки. Он оказался жалким, трусливым человеком, неспособным на самоотдачу во имя чего-то более важного, чем материальное благо.
Еще одна тема, которую автор поднимает в повести, это тема противопоставления города и деревни. Карамзин отдает предпочтение сельской местности. Он считает, что именно там формируются искренние, добрые люди, чуждые соблазна. А в больших городах они приобретают пороки – себялюбие, алчность, зависть. Герою повести положение в обществе было гораздо важнее любви. Эраст пресытился любовью, ведь он не способен на глубокие и сильные чувства. Лиза не смогла жить после предательства любимого. Она не представляет своего будущего, и если умерла любовь, Лиза следует за ней.
Таким образом, в повести «Бедная Лиза» Карамзин поднимает:
- Тему любви и верности;
- Тему чувств человека;
- Тему города и деревни.
В повести писатель так же поднимает ряд социальных и моральных проблем. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Герои повести отличаются во всем, и в укладе жизни, и в характере. Лиза – честная, чистая, наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – слабохарактерный, избалованный человек, думающий только о собственных удовольствиях. Эраст принадлежит к дворянскому сословию. Лиза от всего сердца полюбила Эраста, но он, как только получил от девушки то, что хотел, отвернулся от нее.
Итогом отношений Лизы и Эраста стала гибель девушки. Эраст винит себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Карамзин в повести «Бедная Лиза» показал, как сословное неравенство может привести к трагичному финалу.
Огромную роль в произведении играет рассказчик. Он с сочувствием и печалью рассказывает о жизни бедной сельской девушки. Образ эмпатичного повествователя, способного сопереживать героям, оказался настоящим открытием для русской литературы.
Главная идея произведения заключается в том, что не следует бояться своих чувств, нужно любить, сострадать и переживать всем сердцем. Лишь тогда человек сумеет победить в себе жесткость, эгоизм и безнравственность. Карамзин начинает с себя. Он, дворянин, описывает недостатки своего же сословия, а сострадание и сочувствие дарит простой деревенской девушке, те самым призывая людей своего сословия стать более гуманными. Карамзин пытается донести ту мысль, что жители бедных деревень часто своей добродетелью способны затмить господ и богатых усадеб.
Характеристика главных героев
Главная героиня повести – Лиза – простая деревенская девушка. Она в раннем возрасте потеряла отца. Чтобы прокормить семью, Лиза соглашается на любую работу. Трудолюбивая девушка очень чувствительна и наивна, в людях видит только хорошее и живет своими чувствами и эмоциями, следуя зову сердца. Лиза день и ночь ухаживает за матерью. Даже решившись на роковой поступок, Лиза думает о своей семье и оставляет деньги.
Мать Лизы – мудрая, добрая старушка. Она тяжело пережила потерю мужа, так как преданно его любила и счастливо прожила с ним много лет. Дочь – единственная отрада. Женщина мечтала выдать Лизу замуж за состоятельного и достойного человека.
Эраст – богатый дворянин, ведет разгульный образ жизни, думает только о развлечениях. Он умен, но избалован, непостоянен и безволен. Эраст влюбился в Лизу, не задумываясь о том, что она из другого сословия. Но преодолеть сложности этого неравенства он не смог. Эраста не нельзя назвать отрицательным персонажем, он понимает низость своего поступка и признает свою вину.
Карамзин не винит Эраста в гибели Лизы, показывает, что не только героиня подверглась тяготам судьбы. Эраст тоже стал жертвой печальных обстоятельств. Такое отношение автора к персонажам тоже стало новшеством в отечественной литературе.