Гуманизм – это утверждение и защита человеческой личности как мерила всех ценностей жизни.
Антигуманная теория Раскольникова
Ф. М. Достоевский в историю русской литературы вошел как гениальный художник, исследователь человеческой души, гуманист. Федор Михайлович в духовной жизни человека своей эпохи видел отражение процессов исторического развития общества. Писатель в своих произведениях показывает влияние на жизнь людей социальной несправедливости, страдания «униженных и оскорбленных». Он постоянно ищет ответы на актуальные для него вопросы – как защитить угнетенных и бесправных, как добиться справедливости? Поиски справедливости – характерная черта героев Достоевского. Этими мучительными поисками пронизан и роман «Преступление и наказание».
Достоевский слишком хорошо разбирался в людских душах, поэтому он смог выполнить сложную задачу и показать преступную, мятежную душу изнутри, он сумел проникнуть в ее мысли.
Однажды В. Г. Белинский сказал тогда еще начинающему писателю Ф. М. Достоевскому: «Цените ваш дар - и будете великим художником». И в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом согревало душу Достоевского – «государственного преступника». Возможно, и вероятнее всего, именно на каторге и возникло у него желание написать книгу о душевных терзаниях преступника, о болезненной ломке его теории. В переживаниях Родиона Раскольникова чувствуется что-то авторское, личное, хотя в главном автор и его герой совершенно противоположны.
Роман «Преступление и наказание» создавался Достоевским ради исследования интересовавшего его социально-нравственного вопроса о том, возможно ли «разрешение крови по совести» и может ли гуманный человек допустить убийство хотя бы одного, по его мнению, «никчемного» существа во имя избавления от мучений и страданий множества благородных людей?
Именно такой вопрос перед собой ставит Родион Раскольников, главный герой романа. раскольников – обычный русский студент, который из-за отсутствия денег был вынужден бросить учебу в университете. Живет молодой человек в жалкой каморке. Сама обстановка этой маленькой клетушки, напоминающей скорее шкаф, чем комнату, может свести с ума. Раскольников два года кое-как перебивался дешевыми уроками и поддержкой матери, жившей в провинции. Но потом он «озлился», бросил учебу и закрылся в своей каморке. Главный герой произведения ощущает в себе сильный, ясный ум, способный к анализу и отточенный изучением юридических дисциплин. Безусловно, Раскольников обладает недюжинными способностями, особым складом ума и сильным характером.
Этих обстоятельств оказалось вполне достаточно для того, чтобы в его душе произошел перелом. Свой новый взгляд Раскольников подкрепляет теорией собственного сочинения. Эта теория росла и с каждым днем становилась все крепче и крепче, подчинила его волю, заслонила думы. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что все человечество можно разделить на два типа:
- «право имеющих», небольшое число избранных;
- «тварей дрожащих», «людской муравейник».
Раскольников открывает закон, согласно которому тот, кто силен умом, крепок духом, властен над другими. Кто много посмеет, тот и прав. Законодателем становится тот, кто может посягнуть на большее. Он считает, что так было всегда и всегда так будем. По его мнению, достигнув власти и встав над этим «людским муравейником», можно осчастливит людей, которые, уверен Раскольников, не способны самостоятельно понять, в чем заключается их счастье.
Гуманизм Достоевского
В этой теории и заключается начало преступления. Писатель всеми силами своей души на протяжении всей жизни боролся с взглядом о том, что цель оправдывает средства, который разделяли и проповедовали разные, часто внутренне честные люди. С мыслью о том, что крохотное преступление можно загладить тысячами добрых дел. Писатель убедительно показывает, что этот взгляд ошибочен. Он утверждает, что если средство преступно, то цель никак не может быть хорошей, благородной. Уже по той причине, что переход моральных, нравственных границ, насилие над человеком, и уж тем более убийство, испепеляет душу того, что собирается осчастливить людей. Федор Михайлович дает ясно понять, что люди, поставившие себя в исключительное, особое положение, самостоятельно наделившие себя исключительными правами, поставившими себя в особое положение, присвоившие право принимать решения и определять, что есть хорошо для масс, а что плохо – эти люди становятся противоположностями собственным взглядам.
Раскольников понимает противоречивость своей ужасной теории. Он, одинокий, озлобленный «теоретик» не может дойти до осознания того, что делать хорошее, выбирая для этого путь преступный, очень сложно, даже невозможно. Это подмечает и К. И. Тюнькин в своей статье «Бунт Родиона Раскольникова». Возникает вопрос – где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных? И ничего другого не остается, как решать с точки зрения своего блага.
Читатель становится свидетелем того, как болезненно и трудно приходит Родион Раскольников к пониманию порочности своей теории. Лишь на каторге он, по словам автора произведения, приходит к полному осознанию того, что мир исправить может не насилие, а любовь к людям. И убедили его в этом не какие-то аргументы, а его собственная натура, которая не смогла выдержать терзаний совести и тяжелейшей душевной ноши. Таким образом, самым страшным наказанием – внутренним, оказались для Раскольникова душевные муки и невозможность преодолеть свои добрые чувства, заставить умолкнуть свою совесть.
На каторге Раскольников все еще убежден в правоте своей бесчеловечной, антигуманной идеи, однако в его душе все больше и больше укрепляются новые чувства. Достоевский ясно показывает, что лишь любовь к людям и вера в них способны спасти человека и вообще все человечество. На протяжении всего романа Достоевский проповедует идею «возлюби ближнего, как самого себя».