Произведение Грибоедова «Горе от ума» написано в XIX веке: начато в первой половине, а увидело свет в 60-х годах позапрошлого столетия. Автор отразил имеющийся тогда конфликт двух эпох: с одной стороны –аристократы, закостеневшие в своих взглядах, с другой – прогрессивный Чацкий, чуждый остальному обществу.
Проблематика, идея, тема произведения
Главная проблема произведения – проблема ума и глупости, что отражено в названии. Спорят «век нынешний и век минувший»: у каждого – свой взгляд на культуру и ценности, честь и совесть. И эти взгляды оказываются диаметрально противоположными. Все окружение Чацкого считает, что главное в жизни – материальный достаток, устойчивое положение в обществе и хорошая репутация. Главное – это то, что будут говорить о вас в свете. И жить нужно, как живет большинство: вовремя «подслужиться», подсуетиться, угодить, получить должный чин, награду и хорошее жалование.
А иметь собственное мнение не обязательно, да оно и не требуется:
В мои года не должно сметь свое суждение иметь.
И Чацкий, желающий «служить делу, а не лицам», выглядит странно со своими оригинальными суждениями, он не понятен остальным, да и опасен, в каком-то роде. Поэтому, легче объявить Чацкого сумасшедшим – какой спрос с умалишенного? А, чтобы не мешал и не раздражал – изгнать неугодного: «с глаз долой – из сердца вон».
В своей комедии Грибоедов ярко и глубоко отобразил борьбу двух традиций, двух лагерей русского общества XIX века: духа рабского, слепого подражания всему иноземному и духа гордого свободы и независимости людей возвышенных, идейных.
Особенности сюжета, композиции произведения
За основу сюжета автор берет один день пребывания в доме Фамусова – московского помещика из дворянского сословия. Именно в этот респектабельный дом неожиданно утром приезжает Чацкий – молодой человек, пылко влюбленный в дочь Фамусова Софью. Он проводит весь день в доме Фамусова.
Жанром произведения считается комедия, причем, реалистическая: все действия происходят в конкретной обстановке. Присутствуют выраженные атрибуты тогдашнего времени: борьба карбонариев за свободу в Италии, ученый комитет, ланкастерское взаимное обучение. Прототипы героев взяты Грибоедовым из жизни.
Композиция «Горя от ума» уникальна, в ней – две сюжетные линии: социальная и любовная. Вначале любовная линия выходит на первый план. И построена она на обычном любовном треугольнике: есть героиня романа и два претендента на ее руку и сердце. Но потом яркая социальная линия оттесняет любовную, которая становится своеобразным обрамлением серьезного противостояния Чацкого и общества.
Система персонажей
В этом произведении много персонажей разной степени значимость. Но главными являются несколько.
Александр Андреевич Чацкий - сирота, воспитанный Фамусовым. Три года он провел заграницей, взгляды его изменились и стали чужеродными. Он умен, остроумен и прогрессивен – критикует тогдашнюю помещичью Россию с ее крепостническими порядками. Хотелось бы добавить, что многие исследователи, следом за А. С. Пушкиным, в образе Чацкого видели образ самого Грибоедова. Это именно его ум, благородство, энергия воплотились в художественном образе. А Чацкий:
Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями.
Фамусов – владелец дома, где происходит действие. Он – вдовец, имеющий взрослую дочь. С одной стороны, это – добрый человек, не лишенный сострадания: берет на воспитание сироту Сашу Чацкого и воспитывает длительное время. С другой – лицемер, лишенный чести и совести. Для него главное – высокий чин и деньги. А методы получения материальных благ значение не имеют: будь то взятки и лесть;
Софья – бывшая возлюбленная Чацкого, дочь Фамусова. Они с Чацким выросли вместе, и, естественно, влюбились друг в друга, как тогда казалось. Но не только Чацкий изменил свои взгляды за три года: Софья тоже расставила приоритеты и определилась с выбором ценностей. И этот выбор – не в пользу Чацкого;
Избранник Софьи – Молчалин, секретарь Чацкого. Именно его Софья предпочла Чацкому, ведь он более «удобен» и пригоден для совместной жизни, да и угождать умеет преотлично. Да, он глуп, и что с того?
Второстепенные персонажи – неактивные действующие лица, оказывающие значительно влияние на развитие сюжетной линии:
- Скалозуб – офицер, зацикленный на военной карьере;
- Репетилов – друг хозяина дома. Из-за распутной и бурной жизни в молодости он не смог обеспечить себе должную карьеру и достойное положение в обществе.
Комедия написана в стихотворной форме – шестистопным ямбом, эту манеру Грибоедов перенял у Крылова. Иногда автор отступает от установленных правил написания и переходит на строчки меньшей длины – это уменьшает тяжеловесность и однообразие. Язык – живой, литературный, реальный язык того времени: «аглицкий», «карбонарии», «вельможа в случае». У каждого персонажа – свой лексикон и манера говорить. Конфликт между Чацким и остальными отражен и в разговорной речи персонажей. Особенностями написания являются драматургическое и художественное мастерство.
Иначе говоря, «Горе от ума» - это, конечно же, произведение, отражающее, прежде всего, дух своего времени, однако, в то же время, это современное произведение, которое отчетливо и ясно отображает ум и глупость, быт и повседневность, политические идеалы прошлого и современности.
Не будучи профессиональным писателем, Грибоедов создал гениальное произведение, оказавшее огромное влияние на русскую литературу. Здесь – и приобретение познаний: широко представлена жизнь московских дворян после событий 1812 года, их проблемы, тревоги и мировоззрение. И процесс отрыва передовых дворян от широкого общества, родной среды. Автор избежал схематизма и великолепно передал всю сложность персонажей и той эпохи. Поэтому, комедия имеет огромное литературное и историческое значение.