Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» выступает частью цикла «Миргород», в произведении затронуты глубокие серьёзные проблемы исторического прошлого, которые по сегодняшний день не утратили собственной актуальности.
Особенности создания произведения
Повесть была написана в 1835 году, однако, публикации произведения предшествовала длительная, кропотливая работа с историческими хрониками и материалами. Идею написать повесть о запорожском казачестве Гоголь вынашивал долго, работа над произведением заняла 7 лет. В основу повести было положено казацкое восстание 1638 года, жестоко подавленное гетманом Потоцким. В результате автору удалось воссоздать в образе старого вояки Тараса Бульбы весь украинский народ.
Основной темой произведения выступает любовь к своей родине, к земле, на которой ты родился и вырос. Наиболее ярко данная тема раскрывается через особенности взаимоотношений Тараса Бульбы с сыновьями.
Кроме того, в исторической повести затрагивается проблематика отцов и детей, сложность нравственного выбора, чести и предательства, единства нации.
Композиция произведения
В центре внимания произведения – судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и его сыновей, Андрия и Остапа. Завязкой является возвращение сыновей в отчий дом. Отец намеревается отвезти сыновей в Запорожскую Сечь, однако, братьям практически сразу же приходится отправиться на войну с польской шляхтой. Кульминаций в произведении несколько:
- сцена осады города Дубно, в ходе отображения которой Гоголь показывает жизненные ценности своих персонажей;
- страшное предательство Андрия, влюбленного в польскую панночку;
- сцена убийства Тарасом своего сына.
Развязкой произведения становится сцена душераздирающей смерти Тараса Бульбы.
Система персонажей
Главными героями произведения выступают Тарас Бульба и его сыновья, в образе которых автор, по сути, воплощает два разных жизненных пути, перед выбором которых раньше или позже стоит каждый человек, выбор чести или бесчестия, личного счастья или интересов родины. Можно сказать, что судьбы Андрия и Остапа в своем трагическом противоречивом единстве соотносятся как тезис и антитезис жизни Казачества.
Остап – яркий представитель казачества, с его упрямством, прямодушием, твердостью:
> «он считался всегда одним из лучших товарищей»,
был суров к другим побуждениям, кроме разгульной пирушки и войны. Образ Остапа во много схож с образом его отца, с их азиатской деспотичностью, упрямством, постоянной готовностью противостоять всему миру. В образе Остапа и Тараса Гоголь, основываясь на народные исторические воззрения, создает образ казака как защитника народных социально-политических идеалов, чье призвание заключается в патриотическом призвании, защите Веры и Отчизны от любых
«нехристианских хищников».
Он – герой не только потому, что защищает свою родину от трёх наций: поляков, турок и татар, но и потому, что для защиты Отечества и Веры покидает семью, разрывает отношения с близкими, бросает любые занятия, отвергая любые удобства мирной жизни.
Андрий – тоже герой от природы, мужественный и храбрый он отличается от отца и брата более развитыми чувствами: он
«учился охотнее и без напряжения, был более изобретатель. Чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания».
Поиски компромиссов между потребностью в любви и преданностью Родине, между долгом и чувством приводят его к необходимости выбора, который пред отцом и братом просто не стоял, которым не ведомы подобные противоречия.
Все начинается с обособления Андрия, проводившего много времени
«в уединенных закоулках Киева»,
отвечавшего его склонности к мечтательности, чувственности, стремлении не только к служению Родине, но и жизни частной, счастливой семейной жизни. В то же время, его склонность к посещению
«улиц аристократов, где жили малороссийские и польские дворяне»,
отражает склонность персонажа к честолюбию и сребролюбию.
Хотелось бы отметить, что общепринятое традиционное однозначное восприятие поступков Андрия, его осуждение за измену казачеству, предательство родных и товарищей, интерпретация его поступка как проявления трусости, слабости не соответствует действительности: по сути, Андрий переходит на сторону слабых, страдающих, рискует умереть от голода в осажденном городе или быть повешенным как предатель в случае взятия города казаками. Вряд ли, подобный поступок выступает проявлением трусости, скорее, именно в образе Андрия Гоголь отражает мучительный нравственный выбор, жесткую действительность описываемой эпохи, в которой не оставалось места состраданию и жалости.
Другими словами, персонажи Гоголя характеризуются неоднозначностью, противоречивостью, они не приемлют однозначной интерпретации и понимания, само произведение отличается высокой реалистичностью. В процессе изображения казачества, Запорожской Сечи Гоголь не стремится ни преуменьшать, ни скрывать существующие противоречия.
Хотелось бы отметить, что помимо образов Бульбы и его сыновей в тексте Гоголя представлены реальные исторические личности:
- гетман Николай Потоцкий;
- воевода Адам Кисель.
Особенности повествования
Особенности наррации произведения связаны, прежде всего, с вплетением в нить повествования многочисленных фольклорных материалов: народных дум, песен, сказаний, в результате чего произведение представляет интерес не только как литературный шедевр, но и как неоценимый фольклорный источник. Более того, для произведения характерны признаки эпической прозы: описание сцен народной жизни, быта казаков, природных пейзажей и пр.
Таким образом, историческая повесть Гоголя выступает сложным, многоплановым произведением, в котором затрагиваются многочисленные проблемы, не утратившие актуальности и сегодня. Персонажи автора характеризуются высокой противоречивостью, что делает невозможным однозначное понимание их поступков и мотивов.
По своей сути, повесть легла в основу российского понимания и формирования образа Украины, национального характера украинцев.