Окончательный вариант дорабатываемой 3 года комедии вышел в 1842 году. В поисках идеи для сюжета Гоголь обратился к Пушкину. Александр Сергеевич рассказал талантливому писателю случай, положивший начало произведению. Самоуправство и поиск личной выгоды среди чиновников были широко распространены в XIX веке, поэтому данную тему затрагивали многие авторы. Попробовал раскрыть эту тему и Гоголь, желавший создать нечто особенное.
Проблемы, идеи и темы произведения
Основу комедии составляют личностная и социальная темы:
- Первая видна невооруженным взглядом: заняв место на государственной службе, чиновники начинают извлекать личную выгоду любыми средствами. Вместо заботы о нуждах населения городка, каждый пользуется своим положением для получения материальных благ, не забывая требовать к себе уважения.
- Вторая тема менее очевидна, и, по мнению Гоголя, не была замечена читателями сразу. В описаниях чиновников скрываются пороки, присущие обществу того времени. Не только государственным служащим, но и простым людям свойственны жадность, невежество, любовь к сплетням и отсутствие сострадания. Как и в других произведениях Гоголь делает упор на социальную тематику, желая привлечь внимание читателя не только к проблемам организации государства, но и к собственным недостаткам.
Композиция, сюжет и жанровая принадлежность
В комедии «Ревизор» описывается уездный городок N, являющийся собирательным образом небольших городов России. Повествование начинается описанием собрания чиновников. Городничий сообщает остальным о приезде в N ревизора из Петербурга. Он должен инкогнито приехать в ближайшее время для осмотра уезда. Секретные сведения, полученные от надежного лица, взволновали городничего. Описывая его указания чиновникам, Гоголь дает читателю понять, насколько запущены дела города N.: в подвластных чиновникам учреждениях царит беспорядок и самоуправство; присутствующие на собрании не скрывают, что берут взятки деньгами и товарами, пренебрегают обязанностями.
В следующем действии появляется Хлестаков – один из главных героев комедии. Глуповатый и беспечный, он, промотав практически все деньги, останавливается в уезде по дороге домой. Случай сталкивает его с чиновниками Бобчинским и Добчинским. Под напором впечатлений от рассказа городничего они принимают нового знакомого за таинственного ревизора. Бобчинский и Добчинский сообщают свои домыслы в виде непреложной истины остальным. Сплетня быстро распространилась, привлекая всеобщее внимание к Хлестакову. В погоне за собственной выгодой каждый старается понравиться влиятельному человеку, в якобы ненавязчивой форме оказывая ему всяческие услуги.
Хлестаков искренне не понимает причину такого расположения. Однако такое повышенное внимание вселяет в него веру в собственную неотразимость. Желая поддержать образ, он придумывает подробности своей успешной жизни. По мере повествования его персона обрастает все новыми званиями и заслугами. Своим поведением Хлестаков невольно подтверждает сплетню Бобчинского и Добчинского. Ни у кого не осталось сомнений в личности ревизора. Запоздало поняв ошибочность ситуации, Хлестаков решает извлечь максимальную выгоду из положения. Пользуясь сложившийся репутацией, он занимает деньги и оказывает знаки внимания женщинам: жене и дочери городничего. В конце повествования Хлестаков просто уезжает из городка, оставив чиновников перед лицом настоящего ревизора.
Система персонажей
Персонажи пьесы также являются обобщенными образами людей того времени. Данные им качества присущи многим членам высшего общества:
- Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – умен и расчетлив. Именно он решает, как выгоднее показать уезд "ревизору". Городничего нельзя назвать человеком бессердечным, его главным недостатком является возвышение собственных интересов над всем остальным. Попытайся Антон Антонович больше заботиться о судьбе доверенного ему городка, и N пришел бы к процветанию. Однако интересы собственной семьи для него превыше всего. Взяточничество городничий оправдывает заботой о близких, не забывая упомянуть о своей набожности.
- Анна Андреевна и Мария Антоновна – жена и дочь Антона Антоновича – совмещают в себе образы обеспеченных женщин. Лишенные какого-либо забот и какого-либо дела, они мучаются от скуки. В приезде ревизора женщины видят возможность развлечь себя, общаясь с новым человеком. Анна Андреевна охотно откликается на выказанное Хлестаковым внимание, хоть вовсе не нуждается в замужестве. Общение с молодым человеком из высшего общества льстит ей. Поведение Марии Антоновны мало чем отличается, хоть в силу возраста ей это более простительно.
- Остальные чиновники олицетворяют корысть и глупость, неумело заискивая перед ревизором. Каждый из них ищет собственной выгоды. Сам Хлестаков, ничем не выделяющийся в Петербурге, охотно пользуется оказываемым вниманием. Поведение чиновников льстит ему, заставляя считать успех собственной заслугой. Собственная ложь кажется ему недалекой от истинного положения дел. Поняв ошибку чиновников, Хлестаков решает извлечь как можно больше до раскрытия обмана. Получив все возможное, он просто покидает город N.
Сюжет произведения, таким образом, по своей сути, выступает вольным или невольным столкновением различных порочных типов.
Произведение написано в жанре комедии. Смехом автор пытается раскрыть абсурдность человеческого поведения. Погоня за выгодой, лишенная всяких мыслей о морали и совести, кокетство ради уверенности в собственной привлекательности, ложь для признания другими - все это высмеивается Гоголем, чтобы заставить читателя задуматься о своем поведении.
Идея комедии не потеряла своей актуальности и в наши дни. Читая произведения Гоголя о глупости и невежестве персонажей, необходимо задуматься, так ли далек художественный образ от собственной натуры. Пьеса «Ревизор» предшествовала роману «Мертвые души» и помогла писателю глубже понять представленную тему.