Краткая биография З. Н. Гиппиус
Зинаида Николаевна Гиппиус является известной русской поэтессой и писательницей, драматургом, публицистом и литературным критиком. З.Н. Гиппиус родилась 8 ноября 1869 года в Белеве, Черниговская губерния. Отец поэтессы имел немецкие корни. Из-за службы отца, который служил в судебном ведомстве, семья Гиппиус часто переезжала, жила в разных городах России – Тула, Петербург, Харьков и т.д.
Когда Зинаиде Николаевне было 12 лет, от туберкулеза скончался ее отец. Мать с детьми была вынуждена переехать в Москву, а затем, по причине болезни детей, в Ялту. В 1885 году семья переезжает в Тбилиси.
Семейные обстоятельства не позволили Зинаиде Николаевне учиться в гимназии, поэтому образование Гиппиус получила домашнее.
Стихи поэтесса начала писать в раннем возрасте, примерно с семи лет. Первые два произведения были опубликованы в 1882 году, в петербургском журнале «Северный вестник». В разное время в этом журнале публиковались произведения Л. Н. Толстого, Г. Успенского, М. Горького, Н. К. Михайловского и т.д. Начиная с 1891 года, в журнале активно продвигалось творчество символистов, среди которых были К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Гиппиус и т.д.
Зинаида Николаевна Гиппиус от природы была очень красивой и всегда была окружена мужским вниманием. К ней тянулись и в то же время боялись ее смелых шуток, острого языка и колких фраз.
Современники ее называли «реальной ведьмой», «Сатанессой», «декадентской мадонной».
В 1888 году Гиппиус знакомится с Д. Мережковским, с которым 8 января 1889 года она обвенчалась. Супруги прожили вместе 52 года.
Начало литературной деятельности
В 1889 году Гиппиус вместе с Мережковским переезжают в Петербург. Здесь поэтесса знакомится с А. Майковым, В. Розановым, Я. Полонским, Д. Григоровичем, В. Брюсовым, А. Блоком, А. Белым и т.д. Гиппиус активно сотрудничает с журналом «Северный вестник», заводит знакомства с редакторами других журналов, среди которых «Русская мысль» и «Вестник Европы». Гиппиус часто посещает салоны и литературные вечера, ходит на различные лекции, начинает искать свой путь в литературе.
Творчество Гиппиус приобретает выраженный «символический» характер после появления в 1892 году работы Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы». Это заметно в первых сборниках рассказов «Зеркало», «Новые люди». Позже, в своей книге «Литературный дневник», Гиппиус обосновывает и отстаивает символизм. Однако либеральная критика негативно восприняла раскованный максимализм «новых людей».
Основными темами произведений Зинаиды Николаевны Гиппиус в этот период являются:
- неохристиансктво
- метафизика любви
- фундаментальные философские вопросы об основах бытия и религии.
В период с 1899 по 1901 год были опубликованы первые литературно-критические статьи Зинаиды Гиппиус. Свои статьи Гиппиус часто подписывала псевдонимами – Роман Аренский, Антон Крайний, Никита Вечер и т.д. В это же время у Гиппиус и Мережковского возникает мысль о создании «новой церкви», идея обновления христианства. Идея создания «Религиозно-философских собраний» заключается в объединении представителей церкви и интеллигенции для того, чтобы произошло «религиозное возрождение» страны. Печатным органом Собраний является журнал «Новый путь».
Влияние этих идей Д. Мережковского на творчество Зинаиды Николаевны отражается в ее произведениях «Христу», «Господь отец» и других. Однако наиболее ценная часть ее творческого наследия содержится в следующих сборниках стихотворений:
- "Собрание стихов 1889-1903"
- "Собрание стихов. Книга вторая. 1903-1909"
- "Последние стихи. 1914-1918"
- "Стихи. Дневник. 1911-1921"
- "Сияния".
Для стихотворений Гиппиус характерен изысканный поэтический слог, преобладание эпитетов и глаголов и особенный изломанный ритм.
Творчество Гиппиус в эмиграции
Отношение З. Н. Гиппиус к Октябрьской революции 1917 года было крайне негативным. В 1919 году Гиппиус вместе с мужем навсегда уезжает в Польшу, а затем во Францию.
Во Франции, в Париже, Зинаида Николаевна активно участвует в формировании литературно-философского общества «Зеленая лампа». Это сообщество сыграло большую роль в жизни первой волны русской эмиграции. В этот период Гиппиус пишет в основном статьи, и гораздо реже, стихи. В своих произведениях она резко критикует советский строй. В 1925 году публикуются два тома воспоминаний Гиппиус «Живые лица», а в 1939 году появляется книга «Сияния».
Осенью 1938 года Гиппиус и Мережковский выступили с критикой «Мюнхенского сговора», а «Пакт о ненападении» поэтесса назвала «пожаром в сумасшедшем доме». В это же период Гиппиус решает создать бесцензурный сборник под названием «Литературный смотр», котором должны были объединиться все произведения, отверженные другими изданиями. В вводной статье к этому сборнику З. Гиппиус пишет о плачевном состоянии русской прессы, а также о печальном положении дел русской эмиграции.
В скором времени после нападения Германии на Советский Союз Д. Мережковский, во время выступления по германскому радио, призывает к борьбе с большевизмом. Этого выступления Мережковскому не простили, а сама Гиппиус в эмигрантской среде была подвержена остракизму.
Вторая мировая война принесла Зинаиде Николаевне утрату близких и бедность. В конце 1941 года умирает супруг З. Гиппиус Д. Мережковский, в 1942 году - ее сестра Анна. Парижская квартира Гиппиус была описана за долги.
В последние годы своей жизни Гиппиус работает над своей поэмой «Последний круг», которая была опубликована лишь в 1972 году. В это же время она пишет мемуары, сочиняет стихи. Ее книга «Дмитрий Мережковский» является настоящим литературным памятником мужу. Эта книга-биография наполнена ценнейшим фактическим материалом.
Однако литературное творчество З. Гиппиус в период эмиграции начинает затухать, в ее произведениях преобладают мотивы одиночества.
Зинаида Николаевна Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года в Париже.