Кольцевая композиция – это прием в литературе, для которого характерно повторение элемента в начале произведения и в его конце.
История создания романа
История создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» полна тайн. Писатель в своих письмах и записках умалчивает о предпосылках создания произведения. Неизвестно и точное время начала работы над произведением. Предположительно, Лермонтов завершил работу над романом в 1838 году.
Первыми появились «Бэла» и «Тамань». В 1839 году главы были опубликованы как самостоятельные повети в журнале «Отечественные записки». В 1840 году был опубликован «Фаталист». Затем Лермонтов дописал главу «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри». Полностью роман вышел в мае 1840 года.
Произведение изначально не задумывалось М. Ю. Лермонтовым как что-то целостное. Повести романа были своего рода путевыми заметками. После успеха первых глав Лермонтов дописал остальные и соединил их общим сюжетом.
Идея, тематика, проблематика романа
В романе рассказывается о жизни Григория Печорина, молодого офицера, дворянина. О нем читатель впервые узнает из рассказа Максима Максимыча в «Бэле».
Главной темой романа является тема лишнего человека. Григорий Печорин – интеллигентный, умный, образованный молодой человек. Он не показывает свои эмоции. Печорина среди других персонажей произведения выделяют такие качества, как расчетливость, холодность, умение анализировать свои поступки, циничность. Печорин всегда находится в окружении какого-либо общества, однако он всегда там «чужой». Но дело здесь не в том, что высший свет его не принимает. Наоборот, Печорин становится объектом внимания многих. Однако герой сам отстраняется от окружения. Главная причина этого – развитие Печорина, ушедшее далеко от его времени. именно склонность к трезвому рассуждению и к анализу выдает в Печорине личность. И именно этим объясняются его неудачи в «социальной сфере».
Еще одна тема романа – судьба поколения. Произведение было создано в период «безвременья». В этот период потеряли смысл идеалы активных, деятельных людей, мечтавших изменить страну к лучшему. В ответ государство показательно наказало этих людей. Вслед за декабристами пришло потерянное поколение, которое разочаровалось в служении государству и было пресыщено светскими увеселениями. Этих людей не удовлетворяли врожденные привилегии, они не могли спокойно смотреть на то, как остальные сословия живут в нищете и невежестве. Однако и помочь им дворяне не могли, их мнение никто не учитывал. М. Ю. Лермонтов в лице Печорина собирает все пороки той праздной, апатичной эпохи.
В романе М. Ю. Лермонтов поднимает несколько проблем:
- Поиск смысла жизни;
- Проблема счастья;
- Проблема безнравственности;
- Социальная проблематика.
Печорин на протяжении всего произведения ищет ответы на волнующие его вопросы бытия. Он чувствует, что не сумел достичь чего-то высокого и очень важного, но не может понять, чего именно. Печорин старается заполнить жизнь интригующими знакомствами и интересными моментами, испытать все свои возможности. Однако в этих стремлениях к самопознанию он губит других людей, и потому теряет ценность своего существования, тратит бездарно и бессмысленно отведенное время.
В своем журнале Печорин пишет, что удовольствие и чувство настоящего счастья – насыщенная гордость. Герой категорически не приемлет легкодоступность. Несмотря на то, что у него есть все для насыщения гордости, Печорин несчастен. И потому он пускается в авантюры, надеясь потешить самолюбие и стать счастливым. Но удовлетворение длится недолго. О героя ускользают настоящая радость и гармония. Он отрезан от созидательной деятельности и потому не видит возможности проявить себя, принести пользу и не видит ценности в жизни.
Печорин был эгоистом и циником. Он постоянно размышляет и анализирует свои действия. И считает, что он не способен на крепкую дружбу и истинную любовь. Душа героя наполнена нигилизмом, недоверчивостью, усталостью.
Писатель стремится донести до читателя, что личность в условиях жесткой деспотичной власти и постоянных ограничений неспособна развиваться. Лермонтов показывает, что герой стал таким именно под влиянием времени, в котором родился.
Композиция романа. Система персонажей
Повести в произведении Лермонтова располагаются не в хронологическом порядке. Это сделано для того, чтобы глубже раскрыт образ главного героя.
В «Бэле» повествование ведется от лица штабс-капитана Максима Максимыча, который дает свою оценку главному герою, описывает взаимоотношения с ним, рассказывает о событиях на Кавказе. В повести «Максим Максимыч» повествование ведет офицер, в разговоре с которым старый солдат вспоминал Бэлу. В этой повести описывается внешность Печорина. В главах «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист» о себе рассказывает сам Печорин. Эти повести – путевые заметки главного героя. Здесь подробно описываются мысли, чувства, душевные порывы, желания главного героя. читатель видит, как и почему Печорин приходит к тем или иным поступкам.
Композиция романа кольцевая – произведение начинается с рассказа о событиях на Кавказе и там же заканчивается. Сначала Лермонтов демонстрирует оценку героя чужими глазами, затем раскрывает особенности разума и души героя, найденные в результате самоанализа. Главы романа выстроены в психологическом порядке.
Главными героями романа являются:
- Григорий Печорин – дворянин, молодой офицер. Он эгоистичен, циничен, холоден, умен, богат;
- Княжна Мэри – завидная невеста, красивая девушка. Безответно влюбляется в главного героя;
- Бэла – дочь князя, черкешенка;
- Вера – бывшая возлюбленная Печорина, единственный человек, который любит Григория таким, какой он есть;
- Грушницкий – молодой юнкер. Он страстен, эмоционален, тщеславен, обидчив, глуп;
- Максим Максимыч – штабс-капитан. Открытый, умный, добрый человек.
В романе автор представил двойников Печорина – Вулича, Вернера и Грушницкого.
Поведение Грушницкого – пародия на поведение Печорина. Вернер, как и Печорин, циничен. Мысли Вернера схожи с мыслями Печорина. Он так же, как и Печорин, играет судьбами людей, но в отличие от Григория, ставит на кон и собственную жизнь.
Вулич является двойником Печорина потому, что Григорий так же испытает свою судьбу, останется живым после выстрела, но умрет по дороге. Печорин словно прошел по следам Вулича, повторил его судьбу.