Формалист – это человек, который в работе слепо соблюдает все мелкие формальности, проявляет формальное отношение к чему-либо в ущерб существу дела.
Образ городничего
Городничий является одним из ярких персонажей пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». Антон Антонович Сквозник-Дмухановский наглый, проворовавшийся чиновник, который вызывает отвращение у читателя, но при этом пользуется уважением в обществе, в котором живет. Сковзник-Дмухановский же немолодой мужчина, имеющий жену и дочь восемнадцати лет. Городничий, хоть и берет взятки, пользуется уважением граждан, которые уверены, что любой бы брал взятки, если бы обладал таким чином.
Из-за отсутствия управленческих качеств и неумения городничего в городе царит беспорядок и хаос. Именно поэтому его охватывает паника, когда он узнает о приезде в город ревизора, но еще больше его пугает то, что ревизор приедет инкогнито.
Городничий является отрицательным персонажем, а главные его качества – жажда наживы и жадность. Он не гнушается брать взятки и сам дает их. Приняв за ревизора Хлестакова, городничий начинает перед ним заискивать и пресмыкаться. Он платит за Хлестакова в трактире, дает ему деньги и радуется, когда тот принимает его «подарки». И как только Хлестаков взял деньги, он сразу стал для городничего своим.
Более полно образ городничего раскрывается через его поступки. Он решает пустить пыль в глаза проверяющему. Чтобы создать видимость деятельности, городничий принимает абсолютно бесполезное решение – приказывает разобрать старый забор, чтобы выдать это действие за строительные работы.
До приезда ревизора городничего нисколько не волновало отсутствие в городе церкви – деньги, выделенные на ее строительство, Сквозник-Дмухановский присвоил себе.
Как и многие герои произведения, городничий – собирательный образ. В нем Гоголь соединил все пороки общества того времени.
Городничего не интересует жизнь горожан, не заботит облик города. Он думает только о своем материальном положении.
Основные черты городничего:
- Двуличность;
- Страсть к азартным играм;
- Безжалостность и суровость;
- Чванливость, горделивость;
- Жадность, алчность;
- Бездельник и болтун;
- Прозорливый, продуманный;
- Лживый.
Формализм городничего заключается в том, что создает видимость деятельности, «формально», на бумаге выполняет свои обязанности, в то время как реально ничего не предпринимается для благополучия города и горожан.
Образ Кабанихи
Марфа Игнатьевна Кабанова – героиня пьесы Н.А. Островского «Гроза», богатая купеческая вдова, мать Тихона. Кабаниха строго придерживается архаических понятий и правил поведения, отвергает все новое.
Кабаниха – один из «столпов» провинциального городка.
Марфа Игнатьевна стремится сохранить в обществе порядки, которые давно устарели: неприятие новых идей, беспрекословное подчинение старшим, деспотические отношения в семье и т.д.
Кабаниха с презрением относится к молодежи, считая, что они ничего не знают. По мнению Кабанихи, в жизни первостепенное значение имеют обычаи, закрепленные в Домострое. Она уверена, что когда «старина выведется» и «старики перемрут», наступит конец света.
Главными жертвами Кабанихи оказываются ее сын Тихон и его жена Катерина. Каждый день Кабанова учит их жить, часто не может удержать от ругани.
Сцена отъезда Тихона – яркий пример воспитания Кабанихой сына. Она заставляет Тихона прощаться с Катериной согласно установленному в старину строгому порядку. Она твердо убеждена в необходимости наставлений. Тихон, и без того слабохарактерный, полностью подчиняется воле матери.
Кабаниха – ограниченная женщина со старыми представления о мире. Этот персонаж символизирует отсталость и косность провинциального общества. В произведении Островского Кабаниха играет роль властолюбивого тирана, который требует от окружающих абсолютного подчинения. Она разрушает счастье собственного сына. А грубость, придирки и нотации Кабанихи толкают Катерину на измену супругу. Кабаниха виновна и в самоубийстве Катерины.
Формализм Кабанихи – ее слепое следование домостроевским обычаям, нежелание принимать новое, меняться.
Образ Алексея Каренина
Образ Алексея Каренина, мужа Анны Карениной, в романе Л.Н. Толстого занимает одно из центральных мест. Каренин является чиновником высшего света, петербургским государственным деятелем. Каренин живет по строгому графику и постоянно занят делами. Несомненно, он трудолюбивый человек. Многие считают, что Каренин – выдающийся человек, и ждут его ждет блестящее будущее. Верит в это и сама Анна, которая всеми силами поддерживает мужа, создает ему идеальные условия.
Слабость Алексея Александровича обнаруживается тогда, когда у Анны начинается роман с Вронским. Эта слабость заключается в том, что Каренин не может выразить свое мнение и личные чувства. Он привык жить «по этикету», «по правилам», «по протоколу», и совершенно беспомощен в тех ситуациях, где эти правила нарушаются.
К жене Каренин всегда относился хорошо, был с ней нежен и любил ее, но не привык открыто говорить об этом. Но в тот момент, когда ему нужно удвоить свою нежность, понимание, любовь, проявить силу своего чувства, Каренин растерялся, обиделся, замкнулся в себе и твердит жене о приличиях. Его поведение составляет контраст с поведением страстного, настойчивого, любящего, целеустремленного Вронского, который борется за право быть рядом с любимой женщиной. Вронский восхищается Анной, сочувствует ее положению, говорит ей о своих чувствах. А Каренин погружен в обиды, жестко обращается с женой, с головой ушел в работу и словно ждет, что ситуация как-то разрешится сама. Но тем временем ситуация лишь усугубляется.
Единственный раз в Каренине просыпается большое чувство, когда Анна рожает от Вронского дочь. Каренин проявляет великодушие, готов простить Анну и Вронского, заботиться о ребенка и забыть о своем положении в свете и интересах. Однако Анна не поддерживает этот порыв.
Беда Каренина – его формализм. Он не привык действовать иначе, чем принято правилами и протоком. Каренин по натуре не борец, он подвержен чужому влиянию и общепринятым нормам.
В конце романа Каренин предстает слабым человеком, каким всегда и был. Когда исчез прочный семейный тыл, поддержка жены, остановилась и карьера. Домашние дела ведет графиня Лидия Ивановна, которая решает за него все насущные проблемы.