Художественный мир — это условная реальность, которая создана воображением писателя по законам словесного искусства с помощью художественных средств.
Смысл человеческого существования в произведениях И.А. Бунина
И.А. Бунина относят к числу труднопостигаемых авторов 20 века. Внешняя простота сюжетов произведений Бунина обманчива. Его творчество не укладывается ни в одну из культурологических или литературоведческих схем.
Ю. Мальцев, автор исследования творчества Бунина, описал разные слои художественного мира писателя, при этом не стремясь соединить их в одно целое. В творческом наследии Бунина нет единой системы или схемы.
Как и многие русские мастера слова, Бунин неоднократно возвращается к вопросу о цели, смысле человеческого существования. А так как в земном сознании жизнь и смерть неразделимы, то основной вопрос, который писатель задавал себе с детства – «что за гробом?». Это вопрос о суетном, преходящем, о мгновении и вечности. Однако видение писателя не укладывается в традиционно-религиозную систему. Он признает наличие в мире «Отца и Хозяина», но ищет, как и его герои, другого.
В творчестве Бунина чувственное господствует в человеке, оно теснее связано с миром и древнее рационального. Человеческая плоть в себе несет генетическую память не только о предках. Она живет в каждой судьбе, и житейской интерпретации недоступна. Человеческий разум, натренированный на изучении событийно-казуальной сферы жизни, во всем ищет логики и последовательности, останавливается перед органично-плотским существованием.
Человек и мир в рассказе «Мелитон»
Эта мысль прослеживается в рассказе «Мелитон». В этом произведении рассказчиком является интеллигент – традиционный образ для русской литературы. Рассказчик – рационалист, стремящийся познать тайну жизни Мелитона, который жил долго и трудно, а теперь ожидает смерти. Служба в армии, потеря семьи казалось бы должны были старика ожесточить. Но в душе Мелитона ничто не оставило такого мрачногоследа. Он в конце жизни был спокоен и безмятежен, словно находился в ее начале. И особенно загадочно, что Мелитон открыт для общения, но при этом не дает ожидаемого ответа отнюдь не от нежелания и недостатка развития. У него другая система ценностей, и живет он по-другому, потому и не понимает вопросов, обращенных к нему.
Очевидно, что в произведении представлены две разно проживаемые жизни. Вопросы и поведение рассказчика обусловлены традициями русского просветительства и народничества. А Мелитон вне этого поля.
Рассказ «Мелитон» демонстрирует разные точки зрения на человека. В «Мелитоне» чувственное и рациональное отданы разным героям, которые именно по этой причине и не достигают понимания. Как правило, эти две ипостаси живут в персонаже Бунина одновременно, соединяя в каждой судьбе вечное и сиюминутное. Плотское существование героя самым таинственным образом соотносится с вечным, хоть сам герой и не может объяснить этой связи и даже не всегда ощущает ее. Это связано с тем, что писатель опускает систему мотиваций, способную догадки и чувственные ощущения вывести на другой уровень - рациональное осмысляемых причинно-следственных связей. Прежде всего сами герои произведений не ощущают необходимости в таком объяснении. Персонаж вроде бы и не осознает присутствие глубинного смысла, существующего независимо от человека, но его жизнь между тем проходит в бытийном поле. Бунинские герои, не осознавая того, пишут сценарии собственной судьбы, каждый раз на интуитивном уровне сверяя свои решения с планом, неведомым им, с модальностью, которая властно ощущается ими. И эта зависимость не формирует личностного чувства в его современном понимании.
Наличие такого внеличностного, глубинного смысла бытия уравнивает всех в их одиночестве, неразгаданности тайны пути. В человеческой жизни всегда присутствует загадка, ощущение своего небытового предназначения. А тайна личностно бытия отражается в бытовом и повседневном, делая его тем самым значительнее. Размышления героя о себе усложняются наличием двух измерений, несовпадающих друг с другом. Внешне случайное, бытовое неожиданно может получить другой смысл, который героем ощущается, но не осознается. Именно поэтому человек в произведениях Бунина ощущает себя на грани двух миров, и ни в одном из них ему не ясна до конца его роль.
Для Бунина беспредельность жизни обозначается в следующем:
- В многообразии форм жизни;
- В равенстве живого;
- Во взаимосвязи и взаимоподчиненности.
Человек отмечен единым смыслом и тайной, общей для всего живого.
Мироощущение человека в рассказе «Мелитон»
По Бунину, человеческая жизнь – это процесс познания, в котором инструментом является сам человек. Постижение смысла жизни, по Бунину, совершается спонтанно и доступно только чувственной стороне человека. Главное качество жизни – внутренняя динамика, и на нее человек отзывается всеми чувствами.
Человек, как и природа, подчиняется единому ритму переживаний. Переживания первой любви настигают каждого тогда, когда душа еще не загрязнилась. А беспамятство старости в одинаковой степени свойственно «ошалевшему от долголетия» Таганку, и благообразному Мелитону. Именно в этой повторяемости целостность и единство мира, его вечность. Бунинский человек именно в таком мироощущении глубоко архаичен и природен. Он в глубине души язычник, который понимает и принимает различные верования и религии, если они соответствуют его чувствам. Поэтому бунинского человека сложно свести к одной схеме или формулировке – каждый раз у него новый порог возвращения на круги своя. Главной познающей константой в художественном мире Бунина является архаическая вертикаль. Над его героями прошлое властно потому, что оно преодолевает забвения и прерывает занавес смерти, не рационально, а чувственно.
Рассказ «Мелитон» - это не столько передача информации о персонаже, сколько постановка психологической и философской проблемы, имеющей общечеловеческое значение. Интерес рассказчика к Мелитону – это не праздное любопытство, а скрытое желание узнать неизвестную сторону мира.
Двойственность, представленная в рассказе, оказывается свойством мироздания. Именно поэтому все необычное, другое, непознанное для человека становится таким притягательным. Однако то, что реальность и иллюзия меняются местами, вызывает сомнение в самой возможности познания. И в этом заключается коллизия произведения.