Агиография – это научная дисциплина, которая занимается изучением житий святых, историко-церковных и богословских аспектов святости.
Агиография наряду с летописанием является одним из основных литературных жанров Древней Руси. Этот жанр, как и летописание, достигает большого развития в древнерусской литературе и претерпевает ряд важных изменений.
Подходы к изучению житий святых
Житие является распространенным жанром древнерусской литературы и представляет собой жизнеописания знаменитых патриархов, епископов, монахов, реже биографии светских лиц, которых церковь считала святыми.
В науке жития часто обозначаются термином «агиография».
Агиография может изучаться с различных точек зрения:
- с исторической точки зрения жития выступают в качестве источника по истории церкви и гражданской истории;
- с историко-богословской точи зрения агиография изучается как источник для реконструкции богословских воззрений времени создания жития, представлений автора о святости, обожествлении, спасении и т.д.;
- в социально-культурном аспекте агиография позволяет реконструировать социальные параметры религиозной жизни, характер духовности, религиозно-культурные представления общества.
Агиография составляет практически самую обширную часть христианской литературы, и с этой точки зрения является предметом литературно-филологического рассмотрения.
Агиография создается по определенным литературным канонам, которые меняются во времени и различаются для разных христианских традиций. Поэтому интерпретация жития требует предварительного рассмотрения того, что относится к области литературного этикета, и предполагает изучение жанров житий, их литературной истории, установление схем их построения, приемов изображения, стандартных мотивов и т. д. Например, в агиографическом жанре похвалы святому, который соединяет в себе черты жанров жития и проповеди, можно выделить точную композиционную структуру и тематическую схему.
Особенности агиографического жанра
Для агиографической литературы характерны стандартные мотивы: рождение от благочестивых родителей, отсутствие интереса к детским шалостям и т.д. Такие мотивы встречаются в житиях разных эпох и типов, например, в житиях мучеников как правило приводится молитва мученика перед смертью, рассказывается о видении Царствия Небесного или Христа. Это обусловлено христоцентричностью феномена мученичества. Такая канва мученичества отражается в структурных характеристиках мученических актов.
Агиография – дореалистическое искусство. Ближайшая параллель ему – древнерусская иконопись. Человек здесь становится обобщенным воплощением добра или зла, все черты индивидуальности в нем стираются.
Составление житий требовало от автора строго соблюдения правил и стиля изложения. К таким правилам относятся:
- повествование от третьего лица;
- неторопливость повествования;
- композиционное соблюдение трех частей: вступление, житие заключение;
- святой – главное действующее лицо.
Жанр жития статичен, исключает описание становления характера и обычно сводится к подбору материала для демонстрации святости героя.
Жития по объему биографического материала бывают двух типов: биографическое – описание жизни святого от рождения до смерти, и мученическое – описание только мученической смерти святого.
Этапы развития агиографии
В течение семи столетий жития претерпели значительные изменения. Выделяют четыре периода развития древнерусской агиографии.
На первом этапе широкое распространение получили переводные византийские жития.
Второй этап – конец 14 – начало 15 века – второе югославянское влияние. В агиографии 14 – начала 15 вв. наиболее яркое отражение нашел экспрессивно-эмоциональный стиль. Епифаний Премудрый, признанный мастер этого стиля, назвал его «плетением словес». Панегирический, экспрессивно-эмоциональный стиль отражает новое отношение к личности, внимание к слову как к средству отражения и постижения мира, стремление найти новые способы и приемы выражения творческой идеи. Основанный на традиционных стилистических формулах и библейских символах панегирический стиль восходит к традициям византийской литературы. На Руси, в Сербии и Болгарии этот стиль достигает наивысшего расцвета на рубеже 14-15 вв. В каждой стране панегирический стиль получил своеобразное воплощение.
17 век – четвертый этап развития древнерусской агиографии. В этот период происходит окончательная ломка жанра, которая завершается его отрицанием в форме пародии. В это время в развитии агиографии намечаются две линии:
- подчеркнутый биографизм и выделение одной фигуры, подробное описание ее внутреннего мира и истории жизни;
- отказ от биографизма, акцент на бытовые детали и сюжетные подробности.
Первая линия ведет к историко-мемуарной прозе и психологическим повестям, вторая – к авантюрным новеллам и бытовым повестям.
Согласно преданию, авторство трех житий, дошедших до нас - двух житий князей Бориса и Глеба и жития основателя Киевской лавры игумена Феодосия, принадлежит Нестору-летописцу.
Своей композицией и сюжетными мотивами «Житие Феодосия» отвечает требованиям византийского канона. Сначала в произведении повествуется о рождении святого от благочестивых родителей, его пристрастии к чтению «божественных книг» и к учению. Феодосий, как и подобает святому, творит чудеса: по его молитве пустой сусек в кладовой монастыря наполняется мукой, святой одолевает бесов. Святой заранее знает день своей смерти и успевает наставить братию, попрощаться с ней.
«Чтение о житии и погублении…Бориса и Глеба» Нестора-летописца и «Сказание о Борисе и Глебе» неизвестного автора посвящены трагическому сюжету. После смерти Владимира удельный князь Святополк захватил престол и решил истребить своих братьев. Первой жертвой Святополка стал князь ростовский Борис, второй - Глеб.
Разница в приемах повествования в «Сказании о Борисе и Глебе» и «Житии Феодосия Печерского» обусловлена жанровой спецификой. Рассказ о святом подвижнике допускает большее отражение вещного мира, чем житие-мартирий, в котором внимание сосредоточено на изображении страданий мученика и величии его духа.
Мартирий – это рассказ о мученической смерти.