А. С. Пушкин во всем мире признан величайшим литературным гением и считается первым профессиональным русским писателем. Из-под его пера вышло множество текстов различных жанров от лирических стихов до исторической прозы и драматичных произведений. Его творчеству присуще новаторство. А.С. Пушкин часто писал вопреки устоявшимся литературным канонам и задавал моду на новые стилистические приемы, выводя литературу на новый уровень. В то же время, ему был не чужд классицизм. В своих произведениях он гармонично сочетал новые веяния и классические элементы, с неповторимым мастерством выражая личностные особенности персонажей и формируя сильные характеры.
А. С. Пушкин с малых лет любил театр, будучи ребенком пробовал писать небольшие пьесы. Количество произведений, написанных автором для театра, мало, и большая их часть так и не была закончена. Однако все они имеют колоссальное значение для развития русской классической литературы. Кроме того, их анализ необходим для полного понимания творчества этого многогранного писателя.
Драматургия А.С. Пушкина необычайно разнообразна в своем проявлении и, в то же время, отличается лаконичностью. Автор излагает самую суть, стремительно развивая события без лишних описаний и бессмысленных сцен. Будучи заядлым театралом, автор работал над пьесами как над своеобразным сценарием, затачивая их под сценическую постановку, а не для чтения подобно поэме или диалоговой прозе.
«Борис Годунов»
В 1825 году, в возрасте 26-ти лет, А. С. Пушкин закончил работу над своим самым известным драматическим произведением – «Борис Годунов». Многие особенности повествования А.С. Пушкин перенял у Шекспира, считавшегося родоначальником театрального жанра.
Данное произведение считается прорывом в творчестве писателя, поскольку здесь он отказался от выражения юношеских максималистских идеалов и провел серьезный анализ описываемой исторической эпохи. При этом автору удалось отразить события как со стороны первых лиц государства, так и со стороны простых людей.
«Борис Годунов» считается первой русской трагедией и затрагивает множество общественных проблем, характерных не только для описываемой эпохи, но и для исторического развития страны в целом. Центральной является проблема отношения народа к власти, которая была особо актуальна во времена жизни А. С. Пушкина. Об этом свидетельствуют попытки запретить произведение к изданию и тщательная цензура.
В своем произведении автор отказывается от многих жанровых условностей, приближая язык пьесы к простому разговорному. Характерной чертой произведения является глубокая проработка отдельных сцен, а не общего сюжетного каркаса. Интересным является тот факт, что действие пьесы, вопреки царящим в то время законам жанра, делится на сцены, а не акты.
Проблематика драматургии Пушкина
В 1926 году А.С. Пушкин задумывает серию небольших пьес, раскрывающих проблемы человеческой души. Критики, анализирующие творчество писателя, объединили эти зарисовки в цикл «Маленькие трагедии». В этих произведениях автору удалось проявить глубокий психологизм и раскрыть самые разные психологические и нравственные проблемы, одолевающие человека. А.С. Пушкин делал центром своих произведений:
- зависть («Моцарт и Сальери»);
- честолюбие, приводящее к трагедии («Ромул и Рем»);
- личную драму эмигранта, вынужденного предать свою родину («Курбский»).
В «Маленьких трагедиях», в отличие от «Годунова», А.С. Пушкин применяет классические приемы, характерные для театрального жанра, использует эмоциональные акценты и добавляет зрелищных сцен
Однако большинство этих произведений так и не было закончено. Завершить автор смог только несколько из них:
- «Моцарт и Сальери»;
- «Скупой рыцарь»;
- «Каменный гость».
К «маленьким трагедиям» нередко относят так же незаконченную повесть «Русалка». Однако отнести её к этому циклу можно лишь по жанру и времени написания. От других произведений, относящихся к этому периоду творчества А.С. Пушкина, ее отличает широкое использование фольклорных сюжетов и отсутствие общественной проблематики.
В 1834 году писатель решил посвятить свое творчестве описанию жизни в феодальной Европе. К этому периоду относится пьеса «Сцены из рыцарских времен», посвященная крестьянскому восстанию. В отличие, от «Бориса Годунова», действие пьесы абстрактно, в ней не фигурируют конкретные исторические личности, и она лишена какого-либо национального окраса. Но, несмотря на обобщенность сюжета, произведение не лишено жизненности.
К сожалению, из-за гибели поэта работа над этой рукописью так и не была закончена, и свет увидели лишь черновые отрывки из нее. Это относится и к остальным пьесам А.С. Пушкина данного временного периода.
Пьесы данного творческого этапа, в отличие от более ранних произведений, написаны в прозе. Эта проза, отличающаяся строгостью и слабой стилизованностью, является характерной для А.С. Пушкина.
Пьесы А.С. Пушкина представляют большой интерес с точки зрения театральной постановки. Они имеют ряд особенностей, из-за которых для их воплощения на сцене требуется больше мастерство.
Для этих произведений характерны быстрые переходы в развитии сюжета и контрастная смена сцен. Из-за этого в распоряжении актеров имеется совсем небольшое время, которое можно уделить одной сцене. Такая лаконичность требует высококлассной актерской игры, способной увлечь зрителя с первой же минуты.
Кроме того, в произведениях, часто сопоставляются комедийные и трагические сцены, из-за чего настрой сюжета стремительно меняется в противоположную сторону. Однако эта особенность является революционной для развития жанра, поскольку автору удалось гармонично соединить воедино такие разные эмоциональные элементы.
Поскольку постановка пьес А.С. Пушкина является крайне трудной задачей как для актеров, так и для режиссеров, они до сих по не стали полноценной частью театральных репертуаров.