Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диалоги как способ раскрытия личности в романе «Преступление и наказание»

Определение 1

Диалог – это словесный обмен между двумя и более собеседниками.

Системы диалогов в романе “Преступление и наказание”

Для раскрытия личностей персонажей у Ф.М. Достоевского особую роль играют речевые характеристики героев. Каждого персонажа отличает своя манера говорить. Речевая характеристика героев складывается из двух аспектов:

  • Авторские пояснения, следующие сразу же за прямой речью. В этих пояснениях речь персонажей характеризуется автором в первую очередь с эмоциональной стороны;
  • Собственно прямая речь: использование стилистически окрашенных слов, построение фраз, восклицания, повторы, междометия, использование различных частиц, типы обращений и т.д.

Диалоги в романе «Преступление и наказание» занимают центральное место. В диалогах раскрываются характеры персонажей, их мысли, душевное и эмоциональное состояние.

Ф.М. Достоевский высказывает свои идеи, мысли не через авторскую речь, а через речь героев. Писатель как бы проверяет истинность идей, заставляя персонажей вести «словесные поединки».

Замечание 1

«Преступление и наказание» - это роман идей, в котором каждый герой – носитель определенной идеи, воплощение определенного мировоззрения.

Одна из основных идей произведения – борьба добра и зла. Основное развитие идейной линии произведения проходит в диалогах Раскольникова и Свидригайлова. Идейная борьба отчетливо проявляется в разговорах Раскольникова и Порфирия Петровича.

Раскольников пытается играть с Порфирием Петровичем расчетливо и точно, но он, пожалуй, единственный герой проведения, который до конца понимает Родиона. Порфирий Петрович пытается свести диалоги Родиона к его идеям. Писатель трижды сталкивает Порфирия и Раскольникова. И в первом же диалоге происходит столкновение идей. Раскольников и Порфирий Петрович изучают друг друга. Следователь начинает понимать, что Родион ему близок, и пытается вызвать его на откровенность. Раскольников чувствует, что Порфирий Петрович может проникнуть в его тайн, и потому всеми силами пытается от него «закрыться», не дать ему проникнуть в свой идейный мир. И все это выражается в речи героев.

«Диалоги как способ раскрытия личности в романе «Преступление и наказание»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Характеристика речи Порфирия Петровича

При характеристике речи Порфирия Петровича Достоевский подчеркивает, что он говорит «с умишкой», «спокойно», «смеясь». Это свидетельствует о том, что Порфирий Петрович чувствует определенное превосходство над Раскольниковым. Порфирий внутренне уравновешен, спокоен, методично изучает собеседника. Это подчеркивается и построением речи следователя: она плавная, правильная. Но при этом нельзя охарактеризовать речь Порфирия как эмоционально нейтральную. В его речи достаточно много восклицаний, а порой она даже прерывается эмоциональными высказываниями. Но эта эмоциональность выглядит наигранной. Порфирий Петрович говорит подчеркнуто раскованно, весело, сам же при этом напряженно изучает собеседника. Своей веселостью следователь пытается усыпить бдительность Родиона, подтолкнуть его к откровенности. Речь Порфирия Петровича полна намеков. Он будто поддразнивает Родиона, пытаясь вывести из равновесия.

Характеристика речи Раскольникова в диалоге со следователем

Речь Раскольникова построена иначе. И первое, что обращает на себя внимание – это оценка главным героем своих слов и слов собеседника. Практически все его высказывания и высказывания следователя сопровождаются внутренними репликами – в них Родион будто оценивает каждый отдельный этап, отдельный шаг беседы, прикидывает, как следует вести себя дальше. Внутренние реплики Раскольникова подчеркивают его напряжение, его страх перед Порфирием Петровичем. Внешняя речь Родиона тоже довольно натянута и напряжена. Он не принимает предложенный следователем веселый тон беседы и отвечает ему сдержанно, боясь произнести лишнее слово. Когда же напряжение достигает предела, Родион пытается его скрыть развязной речью.

Начавшаяся при первой встрече Раскольникова и Порфирия Петровича борьба за идею во второй встречи продолжилась. В третьей части эта борьба завершилась признанием Родиона, а значит, победой над ним Порфирия Петровича. Следователь в последней встрече снимает маску, в которой играл в предыдущих беседах с Раскольниковым. Порфирий предлагает ему серьезный и откровенный разговор. И это находит отражение в его речи – она становится прерывистой и более сбивчивой, что подчеркивает искренность его слов. Родион в начале встречи продолжает оценивать ход борьбы, говорит «с оглядкой», использует те же внутренние реплики. Но поняв, что следователь все знает, Родион замолкает, и диалог превращается в монолог Порфирия Петровича, изредка прерываемый репликами Раскольникова.

Внутренние реплики главного героя на протяжении всего произведения обращают внимание на особенность Раскольникова. Родион не мыслит о явлениях и людях, а говорит с ними.

Именно поэтому Раскольников в своей внутренней речи часто говорит за других, как бы спорит сам с собой.

Внутренняя речь героя в тексте романа занимает не меньшее значение, чем речь, обращенная к другим персонажам. Поэтому можно сделать вывод, что главным оппонентом Раскольникова является он сам.

Речевая характеристика других персонажей

Построение речи показывает не только внутренний мир персонажа, раскрыть его душевное состояние, идеи, отношение к другим, но и подчеркнуть или показать какие-то другие черты, характеризующие личность (например, социальное положение, уровень образования, умственное развитие и т.д.). Ярким примером того, каким образом речь характеризует уровень умственного развития человека, является сцена у харчевни. В это й сцене подчеркивается определенная умственная отсталость Лизаветы. При этом интересно, что писатель сначала характеризует персонажа, а затем иллюстрирует эту характеристику диалогом.

Речь Сони Мармеладовой подчеркивает ее смиренность перед Богом, ее набожность, верность религиозным принципам.

Также речь характеризует героев и с точки зрения уровня их образованности. Например, Лужин получает наслаждение от звука своей речи. Лужин говорит последовательно, правильно, стремясь показать свою ученость.

Речь – важный показатель социального положения персонажей. Писатель дает яркие социальные характеристики для всех персонажей произведения, иллюстрируя эти характеристики речью. Так, Мармеладов говорит с достоинством, солидно: маленький человек – тоже человек. А речь Лужина нарочито вежливая, высокомерная и подчеркивающая его более высокое положение над Родионом.

Роман «Преступление и наказание» строится в форме развернутой системы диалогов, в которых внутренняя речь сочетается с внешней. Писатель в репликах уточняет отдельные черты личности своих героев и показывает свое отношение к ним.

Дата последнего обновления статьи: 02.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot