Эпическое произведение – это произведение, в котором автор описывает какое-либо событие, окрашивая его своим мнением.
Русская деревня в творчестве А.П. Чехова 1890 -1900-х гг.
1890-е годы – это период напряженного творческого труда А.П. Чехова. Это эпоха активного роста капитализма, чудовищного обнищания народных масс, углубления общественных противоречий и расслоения деревни. В то же время это были предреволюционные годы – годы нарастания общественного подъема. Силы, творившие «укладку» нового, все более сплачивались. Уходила в прошлое «эпоха безвременья» (1880-е годы).
А.П. Чехов был человеком, далеким от революционной борьбы, не видел социальных сил, которым принадлежало будущее. Однако на его мировоззрение и творчество оказал влияние революционный подъем, который определил собой ход развития русской культуры рубежа 19-20 веков.
В 1900 году была опубликована последняя повесть «В овраге», завершающая трилогию о деревне («Мужики», «Новая дача»).
Само тяготение к творческим группам, которые были посвящены актуальным вопросам времени, является чертой творчества Чехова в 90-е годы 19 века. Например, трилогия «Бабье царство», «Случай из практики», «Три года» посвящена теме губительной власти капитала. В каждой из подобных серий писатель пытается решить какой-то вопрос, волнующий его: о труде, о жизни, о любви, об искусстве, о власти денег, о «футляре».
Но к какой стороне современной ему действительности писатель ни обращался, какую бы проблему ни пытался решить, перед ним всегда стояла тема народа. К миру народной жизни писателя вынуждала обратиться и творческая эволюция, которая во многом отражала движение жизни, когда на арену истории выходили труженики деревни и города. В своих произведения 1890-1900-х годов писатель не просто рисует отдельные ситуации и образы, связанные с деревней. Предметом художественно изображения Чехова становится крестьянство, сама деревня, общие судьбы крестьянства.
Повести «В овраге», «Мужики», «Новая дача» тесно связаны кругом общественно-политических вопросов.
В творчестве народников деревня изображалась как светлый мир патриархальных устоев, которому угрожает капиталистическая зараза. Смысл этих произведений сводился к тому, чтобы показать, как больницы и школы торжествуют над кабаками, как отдельные героические натуры побеждают царство невежества и тьмы, несут счастье и свет «поселянам».
А. П. Чехов говорит о том, что новые времена лишили мужика надежд и иллюзий, подчеркивает жестокую правду жизни деревни, оказавшейся втянутой в процесс капиталистического развития страны.
Писатель старается как можно полнее раскрыть совокупность социальных отношений крестьян и государственного строя, русского народа и его эксплуататоров, социальные противоречия в деревне. Именно так изображена крестьянская жизнь в большинстве повестей Чехова о деревне. Каждое произведение освещает одну из сторон этих социальных отношений.
Изображение деревни и крестьянства в повести «Новая дача»
В 1899 году вышла повесть «Новая дача». В ней писатель раскрывает неестественность и лживость отношений, который возникают между крестьянами и господами-интеллигентами, пытающимися прийти к ним на помощь.
Инженер Кучеров и его жена Елена Ивановна поселяются на Новой даче, желая установить дружеские отношения с мужиками, жить с ними в согласии и мире. Однако крестьяне относятся к ним враждебно, хоть эта враждебность на первый взгляд кажется беспричинной.
Кучеровы – хорошие люди. Они добрые, мягкие, уступчивые, искренние, готовые помогать нуждающимся крестьянам. Их побуждения благородны – посвятить жизнь облегчению народной участи. А крестьяне, которые в первого же взгляда по неизвестной причине возненавидели Кучеровых – Лычковы, Козлов, Володька – вздорные, грубые люди, пьяницы, готовые поживиться за счет помещиков. В этой повести Чехов с абсолютной правдивостью Чехов показывает жизнь русской деревни. Писатель не старается что-либо украсить, смягчить. Но тем не менее понятно, что крестьяне правы и в своей вражде к Кучеровым, и к их Новой даче. Они не доверяют их стремлению протянуть им руку помощи.
Писатель рисует картину так, что все полнее раскрывается ложь и фальшь добрых намерений Кучеровых. Они, сами того не осознавая, своими привычками, укладом жизни, поведением на каждом шагу подчеркивают контраст между ними и мужиками.
Кучеровы для мужиков являются представителями паразитического класса. И это убеждение неспособны развеять самые благие намерения Кучеровых.
Писатель всей логикой произведения подводит к выводу, что между господами и мужиками противоречия очень глубоки и серьезны, а попытки их смягчить только усиливают враждебность и взаимное непонимание.
Жизнь деревни в повестях «Мужики» и «В овраге»
Суровое, беспощадно правдивое изображение жизни деревни в повестях «В овраге», «Мужики» само по себе является убедительным опровержением иллюзий интеллигенции о мужике и деревне и «рецептов», которые предлагаются для избавления от глубоких, болезненных ран деревенской жизни.
Повесть «Мужики» была задумана Чеховым как крупное эпическое произведение. Деревня в нем занимала только первую часть. Однако вторая часть не была закончена.
Произведение строится так: герои сначала мечтают о Москве (в первой части), затем в городе тоскуют по деревне.
«Мужики» - это иллюстрация положения дел в «капиталистической» русской деревне. Для крестьян «заработки» давно стали делом необычным и привычным, даже выработалась своя специализация.
Повесть «Мужики» не исчерпывается только «мужицкой» проблематикой. В произведении писатель поднимает ряд других проблем:
- Тема «футляра»;
- Тема равнодушия;
- Тема закрепощенности человека;
- Тема духовной и душевной «притерпелости».
Повесть «В овраге», как писал Чехов в письме к Г.И. Россолимо, «последняя из народной жизни». Это произведение подытожило изображение жизни деревни и крестьянства в творчестве А.П. Чехова.
В основе изображенной в произведении драматической коллизии находятся социальные противоречия в крестьянской среде. Чехов здесь показывает основные проблемы деревни:
- Расслоение деревни;
- Безнаказанность, произвол, дикая разнузданность кулаков;
- Безнадежное положения бедных слове.
Чехов обличает хищничество, но в то же время говорит о том, что капитализм обостряет протест крестьянской массы и воспитывает силу народного гнева.