Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Бог, природа и человек в поэзии С. Есенина

Определение 1

Элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое печалью, грустью.

Человек и природа в поэзии Есенина

Как только не называют Сергея Есенина: и «певцом страны березового ситца», и «певцом любви, грусти, скорби», и «московским озорным гулякой», и философом. Поэта всегда волновали философско-мировоззренческие проблемы:

  • Человек и природа;
  • Человек и вселенная;
  • Человек и мир его земных радостей, страстей, деяний, тревог;
  • Человек и его любовь и ненависть;
  • Человек и его верность Родине;
  • Человек и его жизнь и смерть и т.д.

Диалог лирического героя произведения Есенина с Миром – с природой, вселенной, землей, человек – постоянен. Обо всем этом он по-своему сумел сказать в поэме «Цветы»:

...я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек...

Строки его произведений наполнены радостью, гордостью и тревогой за человека, за его будущее и его судьбу. Строки из поэмы «Цветы» могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству великого русского поэта. Эти мысли были одними из главных в поэзии Есенина. Его лирика удивительно земная, но при этом она «вселенская, космическая». И в соединении двух начал – заключается масштабность и эмоциональная действенность поэзии Есенина.

Высочайший лиризм, философская глубина его стихотворений берет начало от традиций русской классической литературы. Например, в произведении «Вновь я посетил…» А. С. Пушкина речь идет о вечной, неизбежной смене поколений, о непрерывном движении жизни, где нужно занять свое место, исполнить то, что предназначено и уйти без обиды, чувствуя себя незаменимым, важным звеном бесконечной цепи, тянущейся из прошлого.

Во всем творчестве Сергея Есенина ощущается лирическое «чувствование». Его светом и теплом наполнены и картины родной природы, изображенные поэтом. Природа у него неотделима от человека и его настроения.

«Бог, природа и человек в поэзии С. Есенина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Поразителен образ рощи, которая говорит «золотым» языком берез. Этот образ раскрывает психологическое состояние поэта. Читателя охватывает тревожна грусть, когда роща «отговорила». Поэт ощущает себя неотъемлемой частицей природы, а в животных видит он «братьев наших меньших». В стихах Есенина о животных ярко выражается сочувствие ко всему живому на земле. Например, в «Песне о Собаке» он показывает материнскую любовь собаки к своим щенятам и боль от их потери. Чувства собаки он сравнивает с чувствами женщины.

В стихотворении «Лисица» поэт показывает жестокое отношение людей к животным и пронзительно описывает подстреленную лисицу. Он защищает животных своей любовью. В своем творчестве он подчеркивает единство всего сущего, всего живого. Поэт считает, что чужой боли нет и быть не может, ведь все в мире связаны между сбой. Он показывает зыбкость границ между человек и природой.

Поэт показывает, что в просторах мирозданья человек является лишь беззащитной песчинкой, и чтобы оставить о себе добрую память, нужно творить прекрасное. Колыбелью есенинской поэзии стали рязанские поля. Каждая строка поэзии Сергея Есенина согрета чувством неиссякаемой, безграничной любви к природе и к своему Отечеству.

Бог в поэзии Есенина

Религиозное миропонимание пронизывает все творчество Есенина, особенно периода 1910-ых годов. Это миропонимание определяет и существенные стороны умонастроения его лирического героя, восприятия им вечности и исторического времени. Сюжет пришествия м мир Бога получает здесь оригинальное развитие. Этот сюжет Есенин прорисовывает в различных вариациях. Смысловой комплекс, воплощенный в художественной форме, насыщен прозрениями о тесной связанности земного мира с замыслом Божественным и восходит к Священному Писанию, при этом вступая в сложные опосредованные отношения с фольклорной традицией, с эсхатологическими и культурфилософскими интуициями.

Замечание 1

В своем трактате «Ключи Марии», написанном в 1918 году, Есенин размышляет о значительном для современного сознания перевороте в религиозном и космологическом мироощущении, когда границы между земными измерениями и небесными теряют свою былую отчетливость.

Изображение перипетий вхождения Бога в земной мир в поэзии Есенина становится явным в стихотворениях 1914 года и часто выражается в «новеллистической» жанровой форме. Одной из ранних иллюстраций этого лейтмотива является произведение «Шел Господь пытать людей в любови…». При помощи средств сюжетной, персонажной лирики в этом стихотворении запечатлевается психологическая зарисовка того, как Господь в образе нищего погружается в самую гущу человеческих страданий, при этом тая горькое убеждение в нравственной нечуткости, непросветленности природы человека. но кульминационная встреча с нищим стариком оказывается для Бога совершенно неожиданным откровением. Такая с религиозной точки зрения «еретическая» поэтическая интуиция о возможном для Творца временном неведении о тайнах человеческой души у Есенина предопределяет особое направление размышлений о соотношении Божьего Промысла и воли человека, которое затем, например, в поэме «Инония», приведет к попытке «адаптации» Божественной реальности в земному пониманию, к созданию «нового» Бога и «новой» веры.

Замечание 2

Герой ранней лирики Сергея Есенина часто предстает как богоискатель и тайновидец, и это находит выражение в пейзажной образности, являющейся «обытовлением Космоса».

В произведении «не ветры осыпают пущи…» космизм пейзажной перспективы соответствует широте поэтического зрения, которое охватывает обширный диапазон от горних высот да мрака нищеты земной. Герой, вглядываясь в «голубизну незримой кущи», прозревает нисхождение на землю странствующего, страдающего и воскресающего Творца.

В ранней лирике Есенина отражение находит глубоко христианская по своему существу идея о Божественном самоумалении ради спасения мира. В произведении «Чую радуница Божью…» сокровенные воспоминания о детских снах, пророчество о пришествии Христа, религиозные интуиции о собственном избранничестве «растворены» в бытовой речи и динамике повседневных событий.

Искупительный подвиг Христа, его распятие у Есенина рассмотрены через призму натурфилософских образов и восприняты в качеств событий, которые на новом историческом этапе должны будут вернуться. И пейзажная элегия «Покраснела рябина…» тогда приобретает пророческое, религиозное звучание.

Религиозные искания Есенина, которые со временем приобрели богоборческое и «еретическое» звучание, наглядно отражают важнейшие стороны индивидуального и общественного сознания его лирического «я», особенности восприятия природного космоса, современности, культуры и истории. Художественное постижении глубинных соответствий между Божественной реальностью и явлениями действительности стало важнейшим для поэтического мира Сергея Есенина.

Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot