Элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое печалью, грустью.
Человек и природа в поэзии Есенина
Как только не называют Сергея Есенина: и «певцом страны березового ситца», и «певцом любви, грусти, скорби», и «московским озорным гулякой», и философом. Поэта всегда волновали философско-мировоззренческие проблемы:
- Человек и природа;
- Человек и вселенная;
- Человек и мир его земных радостей, страстей, деяний, тревог;
- Человек и его любовь и ненависть;
- Человек и его верность Родине;
- Человек и его жизнь и смерть и т.д.
Диалог лирического героя произведения Есенина с Миром – с природой, вселенной, землей, человек – постоянен. Обо всем этом он по-своему сумел сказать в поэме «Цветы»:
...я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек...
Строки его произведений наполнены радостью, гордостью и тревогой за человека, за его будущее и его судьбу. Строки из поэмы «Цветы» могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству великого русского поэта. Эти мысли были одними из главных в поэзии Есенина. Его лирика удивительно земная, но при этом она «вселенская, космическая». И в соединении двух начал – заключается масштабность и эмоциональная действенность поэзии Есенина.
Высочайший лиризм, философская глубина его стихотворений берет начало от традиций русской классической литературы. Например, в произведении «Вновь я посетил…» А. С. Пушкина речь идет о вечной, неизбежной смене поколений, о непрерывном движении жизни, где нужно занять свое место, исполнить то, что предназначено и уйти без обиды, чувствуя себя незаменимым, важным звеном бесконечной цепи, тянущейся из прошлого.
Во всем творчестве Сергея Есенина ощущается лирическое «чувствование». Его светом и теплом наполнены и картины родной природы, изображенные поэтом. Природа у него неотделима от человека и его настроения.
Поразителен образ рощи, которая говорит «золотым» языком берез. Этот образ раскрывает психологическое состояние поэта. Читателя охватывает тревожна грусть, когда роща «отговорила». Поэт ощущает себя неотъемлемой частицей природы, а в животных видит он «братьев наших меньших». В стихах Есенина о животных ярко выражается сочувствие ко всему живому на земле. Например, в «Песне о Собаке» он показывает материнскую любовь собаки к своим щенятам и боль от их потери. Чувства собаки он сравнивает с чувствами женщины.
В стихотворении «Лисица» поэт показывает жестокое отношение людей к животным и пронзительно описывает подстреленную лисицу. Он защищает животных своей любовью. В своем творчестве он подчеркивает единство всего сущего, всего живого. Поэт считает, что чужой боли нет и быть не может, ведь все в мире связаны между сбой. Он показывает зыбкость границ между человек и природой.
Поэт показывает, что в просторах мирозданья человек является лишь беззащитной песчинкой, и чтобы оставить о себе добрую память, нужно творить прекрасное. Колыбелью есенинской поэзии стали рязанские поля. Каждая строка поэзии Сергея Есенина согрета чувством неиссякаемой, безграничной любви к природе и к своему Отечеству.
Бог в поэзии Есенина
Религиозное миропонимание пронизывает все творчество Есенина, особенно периода 1910-ых годов. Это миропонимание определяет и существенные стороны умонастроения его лирического героя, восприятия им вечности и исторического времени. Сюжет пришествия м мир Бога получает здесь оригинальное развитие. Этот сюжет Есенин прорисовывает в различных вариациях. Смысловой комплекс, воплощенный в художественной форме, насыщен прозрениями о тесной связанности земного мира с замыслом Божественным и восходит к Священному Писанию, при этом вступая в сложные опосредованные отношения с фольклорной традицией, с эсхатологическими и культурфилософскими интуициями.
В своем трактате «Ключи Марии», написанном в 1918 году, Есенин размышляет о значительном для современного сознания перевороте в религиозном и космологическом мироощущении, когда границы между земными измерениями и небесными теряют свою былую отчетливость.
Изображение перипетий вхождения Бога в земной мир в поэзии Есенина становится явным в стихотворениях 1914 года и часто выражается в «новеллистической» жанровой форме. Одной из ранних иллюстраций этого лейтмотива является произведение «Шел Господь пытать людей в любови…». При помощи средств сюжетной, персонажной лирики в этом стихотворении запечатлевается психологическая зарисовка того, как Господь в образе нищего погружается в самую гущу человеческих страданий, при этом тая горькое убеждение в нравственной нечуткости, непросветленности природы человека. но кульминационная встреча с нищим стариком оказывается для Бога совершенно неожиданным откровением. Такая с религиозной точки зрения «еретическая» поэтическая интуиция о возможном для Творца временном неведении о тайнах человеческой души у Есенина предопределяет особое направление размышлений о соотношении Божьего Промысла и воли человека, которое затем, например, в поэме «Инония», приведет к попытке «адаптации» Божественной реальности в земному пониманию, к созданию «нового» Бога и «новой» веры.
Герой ранней лирики Сергея Есенина часто предстает как богоискатель и тайновидец, и это находит выражение в пейзажной образности, являющейся «обытовлением Космоса».
В произведении «не ветры осыпают пущи…» космизм пейзажной перспективы соответствует широте поэтического зрения, которое охватывает обширный диапазон от горних высот да мрака нищеты земной. Герой, вглядываясь в «голубизну незримой кущи», прозревает нисхождение на землю странствующего, страдающего и воскресающего Творца.
В ранней лирике Есенина отражение находит глубоко христианская по своему существу идея о Божественном самоумалении ради спасения мира. В произведении «Чую радуница Божью…» сокровенные воспоминания о детских снах, пророчество о пришествии Христа, религиозные интуиции о собственном избранничестве «растворены» в бытовой речи и динамике повседневных событий.
Искупительный подвиг Христа, его распятие у Есенина рассмотрены через призму натурфилософских образов и восприняты в качеств событий, которые на новом историческом этапе должны будут вернуться. И пейзажная элегия «Покраснела рябина…» тогда приобретает пророческое, религиозное звучание.
Религиозные искания Есенина, которые со временем приобрели богоборческое и «еретическое» звучание, наглядно отражают важнейшие стороны индивидуального и общественного сознания его лирического «я», особенности восприятия природного космоса, современности, культуры и истории. Художественное постижении глубинных соответствий между Божественной реальностью и явлениями действительности стало важнейшим для поэтического мира Сергея Есенина.