Богатство художественного мира рассматриваемой поэмы Блока породило множество интерпретаций. На сегодняшний день она может трактоваться как
- вершина творческого пути поэта;
- мотивно-образное воплощение символистского мировосприятия Блока;
- текст, вступающий в различные контекстуальные взаимосвязи.
История написания
Общеизвестным фактом является то, что Блок написал свою поэму в состоянии особого вдохновения. В его дневнике в 1918 г. появилась запись
«Сегодня Я - гений!»
Поэма создавалась в самый разгар революционных событий, актуализировавших особое мировосприятие Блока, которое нашло свое отражение в дневниках, статьях, письмах 1917 – 1918 гг.
Одним из ключевых концептов мировосприятия поэта данного периода выступает концепт «стихии», которую он понимает многозначно, включая в понятие природные, социальные, духовно-эмоциональные, космогонические явления.
Кроме того, одним из основных понятий индивидуально-авторской картины мира данного исторического периода является понятие музыки, способной ритмически организовать и гармонизировать историю и человека, само мироздание.
Понятия стихии и музыки нашли свое отражение в статье Блока «Интеллигенция и революция». Понятие стихии используется для номинации дореволюционного мира, стихий, непреодолимых сил, возникших в его недрах. Отсюда «старый» мир представлен посредством лексико-семантического комплекса, отражающего духовноразрушительные, нетворческие проявления человека: скука, пошлятина, безделье, лживая, грязная жизнь. В данном аспекте понимание стихии сближается в мировосприятии Блока с хаосом и отличается негативным эмоциональным восприятием.
Оправдывая события революции, Блок подчеркивает необходимость восстановления нравственного закона и справедливости в социальных взаимодействиях. Революционные события характеризуются поэтом в «музыкальных» понятиях и категориях. Важно добавить, что в философии Блока музыка понималась как первостихия исторических процессов. Иначе говоря, начиная с первых дней революции, Блок ощущал ее как зарождение новой музыкальной волны.
Стихия революционных разрушений воспринимается как критерий оценивания духовно-нравственных ценностей: в хаосе и стихии революции способно уцелеть только истинно жизнеспособное. В самой стихии революции Блок ощущает музыкальные, творческие, созидательные начала.
Иначе говоря, революцию Блок воспринял как переход к новому миру, мироустройству. Революция для него – подлинно исторический и подлинно поэтический момент, когда разрушение выступает символом грядущего созидания.
Подобное восприятие революционных событий обусловило особенности построения поэмы.
Пространственно-временные категории поэмы
Понимание хаотичности момента обусловливает недифференцированность пространственных категорий в поэме. Город, по которому продвигаются красногвардейцы, - не один, отдельно взятый город, это – весь «божий свет». Топография города представлена:
- зданиями: «От здания к зданию протянут канат»;
- погребами: «Отмыкайте погреба»;
- кабаками: « - А Ванька с Катькой -в кабаке»;
- этажами: «Запирайте етажи».
Подобные объекты были представлены практически в любом городе практически любой страны того времени, что позволяет «расширить» пространство повествования до вселенских масштабов.
Этот город оказывается практически уничтожен разгулявшимися стихийными явлениями, ветром и метелью, разрушающими «старый» мир. Урбанистические объекты постепенно сменяются космогоническими, что находит свое отражение в цветовой гамме: изначально черно-белой, впоследствии дополненной красным. Причем, красный является признаком появившегося энтропийного начала:
«В очи бьется
Красный флаг»
Время не течет из прошлого в будущее, прошлое и будущее синтезировались в настоящем. Об этом свидетельствует и авторское описание событий: его главные герои «Двенадцать» - не молодые люди:
«В зубах - цигарка, примят картуз…»
Сопровождает их старый шелудивый пес – символ уходящего, «старого» мира:
«Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый…»
Двойственным является и образ Христа, предваряющий шествие красногвардейцев. С одной стороны, его положение во главе колонны символизирует будущее, с другой, Блок подчеркивает, что «двенадцать» идут
«…без имени святого…»
Соответственно, становится очевидным, что Христос и, шире, христианство - в прошлом. Христос становится напоминанием того, что идеи христианства не воплотились в ходе исторического процесса, что во имя Христа далеко не всегда творились благодеяния, но и совершались вопиющие беззакония. Образ Христа в поэме двойственен: он воплощает не только светлую, но и теневую сущность мира.
Сам поэт неоднократно высказывал мнение о том, что происходящий исторический процесс требует уже не Христа, а другой, символический образ, который сможет отражать сущность происходящих изменений.
Соответственно, на уровне создания пространственно-временных категорий революция представлена как стихия. Под влиянием этой стихии в мире и в самом человеке смешалось прошлое и будущее, свет и тьма.
Стихийная сущность революции не оставляет никого в стороне: поп и поэт, красногвардейцы и проститутки – все они становятся активными участниками революции, подчеркивая ее глобальность, массовость. Устное и письменное, бранное и разговорное слово сливаются, символизируя приход нового мира, в котором нет ничего стабильного, единожды установленного.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поэма Блока представляет собой символическое, интертекстуальное произведение, однозначная интерпретация которого представляется невозможной по причине его многослойности.