Нечаевщина – это террористическое направление в российском революционном движении второй половины XIX в.
История создания, жанр, направление произведения
Предпосылкой к написанию романа «Бесы» для Ф. М. Достоевского стали материалы из уголовного дела Нечаева, организовавшего тайное общество, целью которого являлись подрывные политические акции. Это событие во времена Достоевского прогремело на всю страну. Писателю удалось из небольшой газетной вырезки создать глубокое, насыщенное произведение, ставшее эталоном не только для русских, но и для зарубежных писателей.
Как известно, Ф.М. Достоевский отличался требовательностью к себе и упорством. Пережив очередной приступ эпилепсии, писатель пришел к выводу, что новый роман его абсолютно не устраивает, и полностью уничтожил произведение. Но идея романа – история о нигилистах, зашедших в своем отрицании слишком далеко, осталась. Писатель заново начинает работу над романом. Так свет увидел вторую версию «Бесов». Достоевский не успевал дописать роман к сроку, назначенному издателем, но и предавать себя, отдав публике произведение, не устраивающее его, он не хотел. Издатель Достоевского Катков лишь разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и свою семью только авансами за книги, и готов был жить впроголодь, но не соглашался выпустить сырой материал.
В этом произведении удивительным образом переплетаются такие черты, как:
- Суровый историзм;
- Хроникальность;
- Философичность.
Писатель при этом смотрел в будущее, говорил о том, что будет актуально для его потомков. Именно поэтому роман «Бесы» получил обозначение «роман-пророчество».
Большинство читателей и исследователей отмечают, что в романе «Бесы» отражены не только проблемы, актуальные для того времени, но и вопросы современного информационного общества. Писатель убедительно изображает главную угрозу для будущего общества – замещение традиционных понятий на неестественные бесовские догмы.
Роман «Бесы» относится к направлению реализма, так как в нем автор изображает действительность в ее многообразии.
Сюжет и композиция романа
Основу сюжета романа составляют события, которые происходят в одном из захолустных городов, во владениях Варвары Ставрогиной. Революционный пропагандист Петр Верховенский, сын вольнодумца Степана Верховенского, стремится привлечь в движение больше народа. Он аытается склонить на свою сторону сына Варвары Петровны Николая Ставрогина.
Петр созывает поддерживающих переворот молодых людей и планирует убийство Ивана Шатова, бывшего студента, решившего расстаться с революционным движением из-за интереса к мысли народа – «богоносца». Но убийство Шатова компании нужно не для мести, рядовые члены кружка не знают о реальном мотиве – сплочении организации единым преступлением, кровью.
Далее события романа развиваются стремительно. Городок потрясают происшествия, невиданные доселе. Виной всему – тайная организация, о которой горожане ничего не знают. Но самые пугающие, жуткие вещи происходят в душе главного героя, Николая Ставрогина. Писатель подробно описывает процесс разложения личности героя под влиянием вредоносных идей. Роман «Бесы» композиционно можно разделить на две части. Первая часть – предыстория, вторая часть – основные действия. Последовательность действий часто нарушается включением «Я» рассказчика, повествующего различные слухи, интерпретации и версии событий. Повествование замедляется, порой и совсем останавливается, чтобы потом максимально ускориться. Композиция централизована, в центре повествования находится образ Николая Ставрогина.
Тематика, проблематика, идея романа
В романе «Бесы» Ф. М. Достоевский поднимает следующие темы:
- Отношения отцов и детей;
- Нигилизм;
- Отсутствие единых нравственных ориентиров;
- Атеизм и религиозность;
- Реальность и мистика.
В романе Достоевский описывает столкновение эпох и потерю связи между поколениями. Родители не понимают детей, они словно из разных миров. Поэтому молодежи никто не может вовремя подсказать, помочь, ведь драгоценные семейные узы, способные удержать от морального падения, утеряны.
В романе Достоевского прослеживается связь с произведением И.С. Тургенева – именно он первым заговорил о нигилизме. Героев Достоевского читатель узнает через идеологические споры, в которых раскрываются возможные направления улучшения общества.
Показанный писателем духовный общественный недуг вызван отсутствием высоких ценностей. Ничто не может привести к положительному результату, пока нет единых нравственных ориентиров. Главная причина печального состояния русского общества в том, что «великого ничего нет». При этом писатель понимает, что не может быть абсолютной вера, если у религиозной философии есть неразрешенные вопросы. Достоевский задается вопросами о том, справедлив ли Бог, заставляющий страдать невинных людей? И если это – справедливость, то можно ли судить тех, кто на дороге к всеобщему счастью проливает кровь? Автор считает, что от всеобщего счастья следует отказаться, если ради него нужна хоть одна человеческая жертва.
В произведениях писателя постоянно сталкиваются мистика и реальность. Порой грань между повествованием автора и иллюзиями персонажа исчезает. Автор приковывает внимание читателя к психологическим моментам и по только по крупицам дает бытовой материал.
В своем романе Достоевский описывает болезнь нигилистов-революционеров. Нигилистические настроения, подобно беснованию, оказывают разрушительное влияние на общество. Революционное движение в будущем сулит счастье, только цена этого счастья в настоящем слишком велика, и на эту цену нельзя соглашаться. В противном случае моральные ценности, делающие совместную жизнь людей возможной, будут утрачены, народ распадется, самоуничтожится. Лишь преодолев это «беснование», Россия станет сильнее, будет жить с новой силой – силой единого общества, в котором на первом месте человек и его права.
Предать идею произведения писателю позволяет прием психологизма. Образы героев обрисованы индивидуализировано. Среди героев романа особенно выделяется образ «отрицательно-прекрасного» Николая Ставрогина.
Система персонажей
Варвара Ставрогина – губернская дама, помещица. Муж Варвары Петровны, генерал-лейтенант Всеволод Николаевич Ставрогин, обладал большими связями, которые Варвара пытается безуспешно восстановить. Ставрогина – влиятельная женщина в губернии. Она деспотична и высокомерна. Но часто чувствует зависимость от людей, взамен ожидая того же. Николай Ставрогин – привлекательный молодой человек, имеющий превосходный вкус и хорошее воспитание. При этом он себя ведет скромно и не особо разговорчиво. В Николая влюблено все женское светское общество. После возвращения из Европы Николай принимает участие в тайном обществе. В тот же период он ставит опыт по воздействию на Кириллова и Шатова. Николай не принимал прямого участия в убийстве Шатова, не поддерживал эту идею, но мысль о сплочении исходила именно от него.
Алексей Нилыч Кириллов – один из ведущих персонажей романа. Он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел путь от религии до идей революции, был одержим маниакальными мыслями.
Петр Верховенский – лидер революционеров, коварный и скользкий человек. В романе Верховенский – главный «бес».