Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архетип Кармен в русской литературе

Определение 1

Архетип — это универсальные врожденные изначальные психические структуры, которые составляют содержание коллективного бессознательного. Эти же структуры составляют основу общечеловеческой символики волшебных сказок, мифологических рассказов.

Архетип Кармен в новелле П. Мериме

Образ Кармен, роковой красавицы, сводящей с ума мужчин, настолько часто цитируется и настолько всем знаком, что можно говорить об архетипической основе этого образа. Архетипическое, по определению К. Юнга, это изначальный тип, наличный испокон веков всеобщий образ.

Замечание 1

Кармен в новелле Проспера Мериме описана как молодая красивая женщина, однако для самого образа красота и молодость не являются главными, не важны для него также ни образование, ни ум. Самым важным для данного архетипа является наличие особой притягательности женщины для мужчин.

Внешнее представление об образе роковой женщины можно составить по характеру ее отношений с мужчиной, которого она не любит, но который от нее «без ума». Такая женщина много требует от мужчины, но кроме подпитки создаваемых им самим иллюзий, взамен ничего не дает. Когда такая женщина уходит, она оставляет мужчину ни с чем. Даже при телесной, интимной близости она остается свободной от настоящей любви, недосягаемой. Несмотря на это, Кармен остается в числе самых привлекательных и желанных женских образов.

Образ Кармен в сознании читателя формируется в результат «наложения» трех изображений героини. Каждый из трех мужчин-повествователей по-своему принимает участие в «портретировании» образа.

Один видит в ней волчицу, дьяволицу, наполненную дикой красотой и отличающуюся экстравагантным поведением. Для него Кармен – чуждое ему порождение чужого мира, этнографическая достопримечательность, психологический курьез. У ученого «приспешница дьявола» вызывает интерес, смешанный со страхом и отчуждением.

«Архетип Кармен в русской литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для другого, контрабандиста и разбойника Хосе Наварро, портрет Кармен написан «красками любви». Эта героиня смутила душу Хосе, заставила его изменить солдатской присяге, вырвала его из естественной для него среды. Она непреодолимо влекущая, загадочная и преступная, но своему любовнику чужда так же, как и путешественнику-французу. Хосе в ее непредсказуемости, алогичности ее поведения, в ее ворожбе видит враждебные проявления цыганского образа жизни.

Третий повествователь – автор произведения. В его повествовании Кармен, несмотря на рельефность, яркость ее характеристик, предстают в «легендарном» освещении, которое устраняет все единичное, субъективное.

Кармен не является добродетельной литературной героиней. Она лукава, жестокосердна, неверна. Но ее ложь, мрачная затаенность, непредсказуемые выходки для автора имеют несколько другой смысл. Символика образа Кармен имеет связь с фольклорно-мифологическим комплексом. В ее облике значащим оказывается практически все – и сочетание цветов в одежде, и подаренная Хосе белая акация. И до сих пор Кармен в воображении поэтов и художников предстает с цветком акации.

Все темы Кармен обставлены архетипическими мотивами, которые свидетельствуют о глубочайшей укорененности этого образа в мировой литературной традиции.

Замечание 2

Архетипичность Кармен связана с ее непокоренной, необузданной природой, с инстинктами и бесконечной борьбой жизни и смерти.

Кармен – архетип женщины, которая осталась ребенком, где максимально полно проявляется ее теневая структура, ее бинарность.

Архетип Кармен в русской литературе

Кармен – это роковая женщина, женщина-любовница, женщина – разрушительница. С таким явлением мы встречаемся в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». В главной героине этого произведения сочетаются архетипы Женщины-Любовницы и Женщины-Матери.

Литературные интерпретации образа Кармен и темы любви, связанной с этой героиней, являются сверхсложными объектами изучения. Новелла П. Мериме пользовалась огромной популярностью и вызывала большой читательский интерес в России в середине 19 века. За инсценировку сюжета новеллы Мериме взялись известные литераторы, такие как:

  • Вадим Шершеневич («Цыганка Кармен»);
  • Людмила Улицкая («Кармен, Хосе и Смерть»);
  • Н. И. Пшебский-Уваров;
  • О. Шмид;
  • А. П. Морозов.

В начале 20 века образ Кармен вошел в отечественную поэзию. Образ цыганки встречается в творчестве таких поэтов, как:

  • А. Блок
  • И. Северянин
  • М. Цветаева
  • С. Черный
  • В. Ходасевич
  • В. Андреев.

Притягателен архетип Кармен и для поэтического мира России на современном этапе. Образ Кармен появляется в произведениях Андрея Дементьева, Юнны Мориц, Татьяны Смертиной, Александра Межирова.

Поэтический список Кармен в 20 веке открывает лирический цикл А. Блока «Кармен». В основу произведения Блока положены три сюжетные лини: биографическая, музыкальная, литературная. Кармен в поэзии Блока – обольстительная, неукротимая цыганка, вольная, загадочная и страстная. Поэт, используя готовый образ, обладающий уже известной читателю эмоциональностью, сюжетной целостностью и завершенностью, семантикой заполняет его новым лирическим переживанием и содержанием.

Увлеченность образом Кармен нашла отражение и в творчестве И. Северянина. стихотворение «Кармен», вошедшее в сборник «Соловей», интересно как показатель интереса Северянина к испанским мотивам. Восприятие образа Кармен поэтом имеет два источника: литературный и оперный. Эти два образа дополняют друг друга. «Золотая Карменсита» для Северянина – это воплощение искусства: «Она бессмертна, Карменсита, / И несказанно золота!». Золотой цвет, которым автор характеризует свою Кармен, говорит о положительном эмоциональном настрое и выполняет символическую и экспрессивную функцию.

Можно говорить о мужской природе «охотника», который стремится настигнуть желаемое, которое заведомо недоступно. Это стремление заставляет мужчину выйти за границы собственного Эго, расширить границы типического, и потому роковая женщина так можно к себе влечет.

Образ роковой женщины во все времена активно использовался в мировом искусстве.

Есть множество примеров, когда женщина одновременно является и чаровницей, и роковой красоткой. Например, Каролина Сабаньска в жизни А. С. Пушкина оказалась «опьянением любви самой мучительной». В нее были влюблены А. С. Пушкин и А. Мицкевич. Они и подумать не могли, что эта красавица-полька была политическим агентом генерал-лейтенанта Витта, неприглядной личностью в истории отечественного политического сыска, и шпионила за ними. И именно этой женщине Пушкин посвятил одно из самых лучших своих произведений – «Я вас любил…». Но поэт был готов обожаемому существу простить все, и даже унижение. Это была самая роковая, самая демоническая любовь в жизни великого поэта.

Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot