Сентиментализм – это направление в литературе, которое возникло как протест против оторванности классицизма от реальности и отличается чрезмерной чувствительностью, идеализированным изображением людей и их переживаний.
Особенности поэзии И. А. Бунина
Поэзия Бунина на фоне русского модернизма выделяется как хорошее старое, продолжающее вечную пушкинскую традицию. Поэзия Бунина в своих строгих, чистых очертаниях является образцом простоты и благородства. Автор, правоверный и счастливо-старомодный, чувствует себя свободно в традиционных хореях и ямбах, ему не нужен «свободный стих». Бунин не относит себя ни к какой школе, не разрабатывает теорию словесности, а просто пишет стихи. За стихотворениями Бунина чувствуется он сам.
Именно с поэзии начался путь Бунина в литературе. «Я поэт больше, чем писатель» - говорил он. Однако поэт, по мнению Бунина, это человек, имеющий особый взгляд на мир. В его творчестве проза и поэзия идут рядом, а лирика Бунина – это совокупность тончайших тематических граней. В его поэзии можно выделить следующие тематические грани:
- Стихотворения о радости земного бытия;
- Стихотворения о жизни;
- Стихотворения об одиночестве;
- Стихотворения о детстве и юности;
- Стихотворения о тоске.
Бунин писал о человеке, о жизни, о том, что человека трогает и волнует.
Одной из тематических граней бунинской поэзии является мир природы и человека. Например, стихотворение «Вечер» Бунин написал в жанре классического сонета. Если у Пушкина и Шекспира сонеты о любви, у Бунина – о мире природы и мире человека. в этом стихотворении поэт говорит о том, что человек гонится за счастьем, ищет его и не осознает, что оно вокруг. Не всегда люди могут посмотреть необычным взглядом на обычные вещи, не замечая их и не замечая счастья.
Лейтмотивом лирики Бунина является небо. Оно вечно и необыкновенно, олицетворяет жизнь. В стихотворении «Раскрылось небо» оно является центром размышлений о жизни.
Бунина привлекало время, настоящее и прошлое. На эту тему он написал ряд стихотворений, самым ярким из которых является «Кадильница». Кадильница здесь – это символ ушедшего прошлого. В строках «Ты, сердце, полное огня и аромата, Не забывай о ней. До черноты сгори» Бунин делает призыв к своему сердцу, к самому себе жить, гореть, как эта древняя кадильница.
К вечным ценностям Бунин относит и владение родной речью. Это человеческое достояние в стихотворении «Слово» он позиционирует как особый, бессмертный дар. Он считает, что приобщение к Письменам – это та ценность, которая станет для людей надеждой на спасение.
Таким образом, основными чертами поэзии Бунина являются:
- Стремление к описательной подробности;
- Классическая простота;
- Яркость конкретных деталей;
- Поэтизация вечных ценностей;
- Лаконизм;
- Частое обращение к символике;
- Богатство подтекста;
- Тяготение к философичному;
- Переклички с собственными рассказами.
Анализ произведения «Антоновские яблоки»
Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» - это панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для описания крестьянского быта. Произведение было написано в 1900 году.
В произведении можно выделить две основные темы – осень в деревне и вольная жизнь помещиков, полная романтикой деревенских пейзажей.
Идея рассказа заключается в том, чтобы показать особую прелесть старины для того, чтобы потомки стремились сохранить ее хотя бы в своей памяти.
Основная мысль рассказа состоит в том, что человек очень дорожит воспоминаниями детства и юности, бережет их в своем сердце.
Около мотива гибели старины и угасания помещичьего духа сконцентрирована проблематика произведения Бунина.
Особенности композиции рассказа проявляются как на формальном, так и на смысловом уровне. Произведение написано в форме воспоминаний лирического героя. Главная роль в рассказе отведена не событиям, а несюжетным элементам – портретам, пейзажам, интерьерам, философским раздумьям, которые тесно переплетаются и взаимодополняются. Художественные средства являются главным инструментом для их создания.
В произведении сложно выделить элементы сюжета, так как они размываются несюжетными составляющими.
К элементам сюжета относятся экспозиция, завязка, развитие событий, развязка.
Формально текст произведения делится на четыре части. Каждая часть посвящена воспоминаниям рассказчика. Все четыре части связаны между собой образом рассказчика и главной темой.
Конкретные сюжетные линии в произведении выделить невозможно. Что касается жанровой характеристики, то исследователи относят произведение к эпитафии ввиду того, что в нем идет речь об «умершем» помещичьем духе. Таким образом, по жанру «Антоновских яблоки» это рассказ - эпитафия.
Главным героем рассказа является дворянин. Он немного завидует мужицкой жизни с ее ранними подъемами, трудом на поле. Главный герой – человек с тонкой душевной организацией, восприимчивый, мечтательный, оторванный от реальности. Он живет прошлым и не замечает того, что творится вокруг.
Анна Герасимовна, тетка главного героя, тоже живет прошлым. В доме женщины всегда царит аккуратность и порядок, старинная мебель сохранена в идеальном состоянии. разговоры женщины о временах ее молодости и о наследстве.
Шурин главного героя Арсений Семенович отличается залихватским духом. Такое качество органично в условиях охоты, однако каким рн является в быту, остается тайной. В лице Арсения Семеновича автор поэтизирует дворянскую культуру.
Крестьяне в рассказе имеют похожие качества: почтение к помещикам, народная мудрость, хозяйственность, ловкость. Они бегут по первому хзову, низко кланяются, одним словом, поддерживают беззаботную, счастливую дворянскую жизнь.
Произведению Бунина свойственны эмоциональность, живописность, поэтичность и возвышенность. Этот рассказ является одним из самых лирических рассказов писателя. Бунин отлично владеет словом и всеми нюансами языка. Проза писателя обладает внутренней мелодией и ритмом, как музыка и стихи. Рассказ можно назвать стихотворением в прозе.