Литература оттепели – это название советской литературы периода 1950-х – начала 1960-х гг.
Литература оттепели
В марте 1953 года скончался И. В. Сталин. Первое десятилетие после смерти вождя в историю вошло под названием периода оттепели.
Литература оттепели - сложное понятие, в котором отразилось время критики культа личности И.В. Сталина, ожидания демократических перемен, духовного раскрепощения личности.
Ассоциации с оттепелью писатели того времени использовали как верную примету скорого наступления весны и близкой свободы.
«Оттепель» - именно так назвал свою повесть И. Эренбург, а Б. Окуджава называл себя «дежурным по апрелю». Такие аллегорические сравнения образно передавали идею социально-политического обновления общества. В этот период были впервые опубликованы произведения, посвященные репрессиям 1930-1950-х годов, жизни заключенных в сталинских лагерях. Известными авторами лагерной (антисталинской прозы) являются:
- В.Т. Шаламов;
- Ю. Домбровский;
- И.А. Солженицын;
- Е. Гинзбург;
- Е. Керсановская и т.д.
Антисталинская проза открыла чудовищную правду о репрессиях в Советской Росси. За границей свидетельства о них стали появляться еще до Второй мировой войны. А в послевоенный период новые книги об Архипелаге за рубежом были отмечены как литературное явление. Сталинские репрессии 20-30-х годов были затронуты в произведениях писателей второй волны эмиграции. Эта тема поднималась авторами в самых разных по стилю, жанру и объему произведениях (например, произведения В. Алексеева, С. Максимова, Г. Андреева, Б. Ширяева, Н. Нарокова, которые до войны пережили тюрьму или каторгу).
В 1962 году было напечатано произведение А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Разрешение на публикацию этого произведения открыло тему «необоснованных» репрессий в печати СССР.
Тексты-свидетельства в дальнейшем распространялись самиздатом. Некоторые из них были опубликованы за рубежом:
- «Крутой маршрут» Е. Гинзбург;
- «Колымские рассказы» В. Шаламова;
- «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына;
- «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского и т.д.
Жанровое своеобразие этих произведений велико, но они имеют общие черты. В этих произведениях авторы воссоздают пространство тюремно-лагерного ада, с его характерными персонажами, приметами, конфликтами, ситуациями, специфическим языком. Еще одна черта, объединяющая произведения «лагерной прозы» - задач авторов - бывших узников рассказать миру горькую правду. И они решали эту задачу литературными средствами. Часто тексты создавались именно как художественные, а не как публицистические или мемуарные.
Лагерная тематика в произведения В. Шаламова, А. Жигулина, Е. Гинзбург, Г. Владимова
В. Шаламов обратился к прозе в 1950-1960-е годы. В своих рассказах писатель передает лагерный быт, с которым был знаком не понаслышке. Шаламов дает яркие зарисовки тех лет, показывает образы не только заключенных, но и охранников, начальных лагерей, в которых ему приходилось сидеть. В рассказах Шаламов воссоздает страшные лагерные ситуации – голода, лишений, издевательств, унижения людей. В «Колымских рассказах» Шаламов исследует коллизии, в которых заключенный доходит до порога небытия. Основная идея рассказов Шаламова – не просто передать атмосферу страха и ужаса, а показать людей, сумевших в тяжелое время сохранить человеческие качества.
А. Жигулин является представителем мемуарного направления «антисталинской прозы». Повесть «Черные камни» - сложное и неоднозначное произведение. Сюжет этого произведения – документально-художественное повествование о деятельности Коммунистической партии молодежи, в которую входили тридцать мальчишек, объединившиеся для борьбы с культом личности Сталина. В отличие от произведений других авторов, в повести Жигулина много «приблатненной романтики». Но в то же время писатель смог передать ощущение своей эпохи. Он с документальной достоверностью рассказывает о том, как зарождалась организация, о том, как проводилось следствие, что представляет собой эта система. Писатель наглядно обрисовывает проведение допросов. Писатель предупреждает, что главная задача советского режима – «проникнуть в мысль», даже еще не зародившуюся, и задушить ее еще до рождения. Именно отсюда и возникает заблаговременная жестокость самонастраивающейся системы. За полудетскую игру в эту организацию – десять лет лагерного кошмара и покалеченная жизнь. Именно так функционирует тоталитарная система.
Еще одно яркое произведение «антисталинской прозы» - повесть Г. Владимова «Верный Руслан». Произведение написано от имени собаки, которая специально обучена водить заключенных под конвоем и настигать отчаянных, рискнувших бежать. В повести у Руслана одна забота, ради которой он и живет – соблюдение порядка. Но пес слишком добр по свей природе, рассудителен, умен, самолюбив, и ради хозяина готов на все, даже на смерть.
Основная идея этой повести – показать, что лучшие способности не только собаки, но и человека, могут быть направлены во зло. И даже святые намерения превращаются в греховные: добро – в злобу, правда – в обман. А преданность трансформируется в умение заворачивать человека, брать за глотку, за ногу, за руку, и превращать кучу «людей» в этап арестантов.
Е. Гинзбург в предисловии к своему произведению «Крутой маршрут» подчеркивает, что уже в тюрьме и в лагере она старалась запомнить все, чтобы потом рассказать об этом хорошим людям, настоящим коммунистам.
В лагерной прозе всегда присутствует трагическое. Авторская эмоциональность при этом предстает в широком диапазоне. Мотивы уныния, тоски, безнадежности звучат у всех авторов. И все писатели оказываются единодушными в том, что советское общество в 20 веке пережило несколько ужасных катастроф, в результате которых человеческая сущность настолько деградировала, что человек почти перестал ощущать себя личностью. Писатели пытались понять характер и масштаб этих катастроф и передать свои знания читателю.