Алексей Некрасов – советский писатель, известность которому принесла юмористическая повесть «Приключения капитана Врунгеля». Несмотря на то, что с указанной повестью знаком практически каждый, жизнь и творчество автора остаются малоизученными в отечественной литературе.
Биография
Родился Некрасов в семье врача, в Москве, в 1907 году. Окончив школу, начал работать на Московской трамвайной станции. В 1926 году Алексей переехал в Мурманск, где поступил моряком на рыболовецкое судно. Впечатления от морской службы впоследствии стали основой для его произведений.
Печататься Некрасов начал с 1928 года, однако известность пришла к нему лишь в 1937 году после публикации «Приключений капитана Врунгеля».
Во времена Великой отечественной войны он был сотрудником фронтовой газеты.
После войны посвятил себя литературной работе, был членом редколлегий альманаха «Океан» и журнала «Пионер».
В качестве основных произведений автора следует назвать:
- Приключения капитана Врунгеля
- Электрическое солнце
- Судьбы корабля
«Приключение капитана Врунгеля» как литературное путешествие
Принимая во внимание практически полное отсутствие работ, посвящённых изучению юмористической повести А. Некрасова, хотелось бы детальней остановиться на особенностях данного произведения.
Прежде всего, следует отметить, что произведение относится к жанру литературного путешествия – синтетическому жанру, в котором подлинное и вымышленное сливается, фантастические приключения происходят в реальном географическом пространстве, а любые небылицы носят автобиографический характер.
Причем в процессе отбора конкретных географических материалов, особенностей стилистического оформления путешествия отмечается огромное влияние личности автора, создателя. В частности в процессе создания «Приключений..» свое отражение нашел автобиографический опыт морских плаваний Некрасова, который он использовал в качестве материала для написания.
Имя главного героя, Врунгель, вызывает ассоциации с вруном. У храброго капитана есть и реальный прототип, капитан Зверев, чья любовь к морским байкам и небылицам вдохновила Некрасова на создание произведения.
Соответственно, произведение носит автобиографический характер, реальное (капитан Зверев, личный опыт автора) и вымышленное (небылицы и байки, послужившие основой для произведения) сплетаются в единую ткань повествования.
Сюжетные особенности произведений
Главный персонаж произведения изначально окутан мистификацией, он предстает перед читателем то как врун, человек, который травит байки, то как реальный «морской волк».
Центральным структурным компонентом произведения выступает маршрут яхты «Беда». Врунгель и его помощники ставят своей целью путешествие вокруг света. Предположительно отправной точкой маршрута является Ленинград, дальше он пролегает через
- Зунд
- Каттегат
- Скагеррак.
Посещают путешественники и разные страны, в частности:
- Италию:
- Японию
Соответственно, вымышленное путешествие происходит во вполне реальных географических координатах.
Сама нарративная система строится по принципу «нанизывания» одной были на другую, одного рассказа на другой. При реализации указанного принципа каждый следующий фрагмент органически вытекает из предыдущего, формируя целостность, единство произведения.
В процессе развёртывания сюжетной линии Врунгель и его спутники посещают многочисленные страны, встречают новых персонажей, среди которых и противники бравого капитана:
- Адмирал Дон;
- Канальо - «представитель западной державы», в лице которого Врунгель оскорбил всю арийскую расу;
- Сержант Джулико Бандито.
Одной из центральных фигур повествования выступает адмирал Кусаки, японский вояка, который преследует «Беду» на протяжении всего путешествия. Встреча антагонистов представлена в комическом, ироническом ключе: по пути в Антарктиду «Беда» встречает просуженного кашалота:
«Ну уж чихнул так чихнул! Яхта взвилась под самые облака, потом пошла на снижение, перешла в штопор, и вдруг... хлоп!»
Команда «Беды» решает помочь кашалоту аспирином, но в результате рассерженный кашалот отправляет «Беду» на палубу адмирала Кусаки, который занимается «охраной китов от вымирания».
Рассерженный адмирал объясняет Врунгелю, что тот своими действиями «помешал бедному животному вымирать». В данном аспекте особенно явственно прослеживается лейтмотив перевёрнутого вверх тормашками мира, в котором гуманное видится в уничтожении живого, а любая логика оказывается вывернутой наизнанку.
Хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что произведение было создано в 1937 году, затронутые писателем проблемы во многом предугадали последующие трагические события Второй мировой войны. В целом геополитическое пространство произведения Некрасова отражает геополитические реалии 30-х годов прошлого столетия.
Со встречи с кашалотом началось противостояние между героем и антагонистом.
Остается непонятным, почему в качестве главного антагониста Некрасов выбрал представителя японской нации, возможно, в данном случае свою роль сыграл Маньчжурский конфликт.
В любом случае, если Кусаки обладает изощренной фантазией, неограниченными возможностями, то Врунгель противостоять ему может своим остроумием, смелостью и находчивостью, которые и делают путешествие увлекательным и незабываемым как для его участников, так и для читателей.
Художественные особенности произведения
В процессе создания своего произведения автор прибегает к использованию «говорящих» фамилий, которые позволяют сформировать оценку читателем персонажей. В своем негативном оценивании антагонистов автор в приключенческий роман вводит столь актуальные темы, как темы междоусобных войн, тоталитаризма, рабства, социальной несправедливости.
В качестве иных особенностей произведения следует отметить высокую диалогичность наррации, тот факт, что Некрасов обращается к своему маленькому читателю как к равному, приглашает его принять участие в диалоге без лишней нравоучительности.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведения Некрасова характеризуются высокой автобиографичностью, отображают личный морской опыт автора, отличаются высокой воспитательной ценностью, представленной в виде юмористического, приключенческого повествования, в котором реальное смешивается с фантастическим.