Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ стихотворения Пушкина «В часы забав иль праздной скуки»

Определение 1

Стансы – это стихотворение, в котором каждая строка представляет собой законченное синтаксическое целое.

История создания произведения

Стихотворение «В часы забав иль праздной скуки» было написано А.С. Пушкиным в январе 1830 года.

В биографии поэта немало памятных дат, однако событие 1828 года редко относят к ним. Между тем, начавшийся у Пушкина в это время духовный переворот можно назвать вторым рождением поэта. В июне 1828 года А.С. Пушкин написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный». Это стихотворение было наполнено такой горечью, что его назвали «воплем отчаяния». Это произведение поэт написал, находясь в состоянии внутренней безотрадности.

Святитель Московский Филарет, который высоко ценил талант Пушкина, увидел в этом произведении «стон потерявшейся души» и «ропот самопожирающего отчаяния. Как духовный врач, Филарет ответил на это стихотворение ободряющим посланием. Роль посредницы между Пушкиным и митрополитом сыграла Е. Хитрово, хозяйка одного из светских салонов, дочь М. Кутузова. Она познакомила митрополита с произведением Пушкина, и она же сообщила поэту о стихотворном послании Филарета.

Поэтическая переписка Пушкина с митрополитом Московским заслуживает отдельного внимания. Стихотворный ответ Филарета на стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» глубоко потряс поэта. Пушкин пишет Филарету послание – стихотворение «В часы забав иль праздной скуки», в котором звучит чувство покаяния и благодарности.

Это событие стало сюжетом для миниатюры архимандрита Зенона, которая в широких массах известна как «икона с Пушкиным». Стихотворение Филарета в православной традиции оценивается как акт духовного спасения, а реакция поэта на него – как возвращение на путь веры.

Жанр, размер стихотворения

Жанровая форма стихотворения «В часы забав иль праздной скуки» - стансы. Стансами в русской поэзии называют жанр лирических стихотворений, состоящих из обособленных друг от друга строф. Характерной особенностью стансов является рифмическая и композиционная независимость каждого фрагмента. То есть в каждой строфе имеет собственный рифмический рисунок и раскрывается только одна идея.

Вариант последней строфы, который приводит М.Д. Деларю, где вместо серафима присутствует Филарет, вызывает споры. После появления обращения «твоим» логично было бы ожидать, что поэт назовет и адресата сообщения. В. Непомнящий считает, что этот вариант не является аутентичным. Он исходит из неаккуратной звукописи этого варианта, в частности, обращая внимания на словосочетание «арфе Филарета».

«Анализ стихотворения Пушкина «В часы забав иль праздной скуки» » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

«Дар напрасный, дар случайный» - это возврат к неутоленной «духовной жажде» среди суеты жизни, то в стихотворении «В часы забав иль праздной скуки» поэт снова обращен к небесам.

Замечание 1

По мнению М. Альтшуллера, вариант, представленный Деларю, мог действительно существовать, но лишь как одна из «черновых» версий произведения.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Стопа двухсложная с ударением на втором слоге. Рифмовка перекрестная - АВАВ.

Тема произведения

Лирический герой стихотворения нашел ответ на самый жгучий вопрос. Он всей душой почувствовал бессмыслицу и отчаяние суетной, греховной жизни, которую неминуемо отнимает неумолимая смерть. Но он пережил и радость осознания того, что человека ждет не тупик смерти, а перспектива бесконечной жизни, наполненной Богом-Любовью.

В стихотворении «В часы забав иль праздной скуки» происходит эволюция лирического героя от певца «безумства, лени и страстей» к поэту, который внемлет «арфе серафима», чья душа отвергла «мрак земных сует».

Автор в этом стихотворении описывает процесс преображения героя, обретения им цели. В периоды «праздной скуки» безумство одолевает человека, лень подавляет его лучшие порывы, человеком движет страсть. Но лирический герой имеет возможность измениться. Он может избавиться от этого состояния. Благодаря высшей силе способен прервать звук «струны лукавой».

Взывающий к нему голос Бога словно исцеляет душу лирического героя, дает ей смысл и цель. Он освобождается от тяжести бытия, он очищается через страдание. В стихотворении мотив преображения перекликается с мотивом покаяния.

Речи Бога действуют на «раны совести» лирического героя, словно мягкий елей. Покаяние позволяет лирическому герою преобразиться в поэта, исполненного высшей волей.

Божественное сияние с высоты в этом стихотворении освещает путь, указывает лирическому герою на его предназначении:

«И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты».

Такая «вертикаль» есть и в стихотворении «Пророк».

Слова «И силой кроткой и любовной/ Смиряешь буйные мечты» говорят о том, что изменения, которые происходят с героем, несмотря на всю кротость преображающей силы, кардинальны. Его прошлое словно исчезает. В его жизни не остается места бессмысленным забавам и буйным мечтам. Грехи героя, земные привязанности сгорают в праведном огне. Теперь изменившийся лирический герой не просто слышит – он «внемлет», то есть слышит и понимает звучание арфы серафима.

В последней строке отражается результат процесса преображения. Лирический герой уже не просто человек, привязанный к мирской скуке и праздности, а поэт, который отвергает мрак, безумство и грешность. Теперь его состояние – «священный ужас», очищающее и вдохновляющее благоговение.

Таким образом, главными мотивами стихотворения «В часы забав иль праздной скуки» являются:

  • Мотив покаяния;
  • Мотив преображения;
  • Мотив высокого назначения поэта, данного ему Богом.

Стихотворения «Дар напрасный, дар случайный» и «В часы забав иль праздной скуки» находятся в оппозиции. В первом стихотворении у лирического героя нет цели, он не видит смысла существования, его душа полна страсти, ум празден, а сердце пусто. Во втором стихотворении поэт испытывает «просветление души» и победу над мятежными страстями.

Поэт использует множество метафор и эпитетов для большей изобразительности: «изнеженные звуки», голос величавый», «речей благоуханных», «священный ужас», «чистый елей» и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot