Силлабо-тоническое стихосложение — это организация стихотворения, при которой чередование ударных и безударных слогов происходит в определенном порядке, постоянном для всех строк произведения,
История создания, жанровая специфика, композиция произведения
Стихотворение «Смерть поэта» посвящено трагической гибели А.С. Пушкина. Это произведение было написано М.Ю. Лермонтовым в январе 1837 года, через несколько дней после того, как он узнал о злосчастной дуэли. Лермонтов был потрясен этой трагедией, смертью великого человека, и слухами, которые распространялись в Москве и Петербурге. В этом гневном и трогательном произведении Лермонтов обвиняет общество в потере великого, бесценного для России поэта.
Стихотворение очень быстро распространилось в высшем обществе. Его переписывали, передавали из уст в уста. В конце концов, произведение дошло до императора Николая I. Полная версия произведения Лермонтова была подана царю с вердиктом о революционной направленности стихотворения. Поэта взяли под стражу, а некоторое время спустя – отправили в ссылку на Кавказ за «непозволительные» стихи.
Последние шестнадцать строк стихотворения Лермонтов добавил уже в готовое произведение, когда узнал о том, что общество одобряет поступок Дантеса и защищает его, не осознавая всей исторической сути этой потери. Популярность самого Лермонтова в период создания произведения была на пике – его цитировали, им восхищались, а критики в нем видели гений не меньший, чем у А.С. Пушкина.
Стихотворение «Смерть поэта» впервые было опубликовано в 1852 году в Германии. На русском языке произведение было напечатано в 1858 году, без последних 16 стихов. Полная версия стихотворения в России вышла в 1860 году.
Жанр стихотворения «Смерть поэта» литературоведы определяют по-разному. Одни его определяют как политическую оду, другие – как совмещение элегии и сатиры, а третьи относят произведение к лиро-эпическому жанру. Стихотворение «Смерть поэта» разностороннее, и достаточно сложно выделить единый жанр: первая часть произведения – элегия с чертами оды, вторая больше тяготит к жанру эпиграммы. Совмещение элегии и сатиры передает душевное состояние автора, потрясенного случившимся.
Стихотворный размер:
- Четырехстопный ямб – первая часть:
- Пяти-, шестистопный ямб – вторая часть.
Лирический герой стихотворения ведет монолог, посвященный трагической гибели А.С. Пушкина. Жесткий и резкий взгляд на произошедшее показывает масштабность трагедии, которая будет позже оценена историками. Произведение состоит из нескольких структурных частей, которые различны по рифмовке, ритму и размеру. В первой строфе лирический герой переживает и оплакивает смерть великого поэта, товарища по ремеслу. Эта часть трогательна и эмоциональная. Лирический герой не может поверить в случившееся, он потерян и подавлен. Для достижения своей цели – передачи мнения о значимости А.С. Пушкина для русской литературы – Лермонтов использует разнообразные художественные приемы.
Следующая строфа стихотворения затрагивает личность Дантеса. Автор характеризует его как беспринципного, никчемного человека, считает, что он не стоит даже упоминания о нем.
В следующих строфах поэт, меняя стихотворный размер, эмоционально и сбивчиво говорит о причинах трагедии и задает вопросы, ответы на которые знает определенный круг людей. Лермонтов разоблачает общество, по вине которого погиб Пушкин.
В последней строфе Михаил Юрьевич обращается к убийцам поэта, напоминая о высшем суде, которого не удастся никому избежать.
Тема, идея, проблематика произведения
Главной темой стихотворения «смерть поэта» является безвременная утрата великого поэта. Лермонтов воспевает не только талант Пушкина, но и его доброе сердце, доверчивость, благородство, веру в людей. В строфе, посвященной Дантесу, поэт выражает однозначный упрек в его низости, в пренебрежении культурой неродной для него страны: “Смеясь, он дерзко презирал чужой земли язык и нравы “. Дантес, человек с «пустым сердцем», заброшенный в Россию только «на ловлю счастья и чинов», не имел ни малейшего представления, с кем собирался драться: «не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку поднимал!».
Трагическая случайность не является оправданием Дантеса. Лермонтов осуждает его недостойное поведение в отношении человека, который, несмотря на все свои слабости, был настоящим гением. Но Дантес – не виновник, а только лишь орудие в руках завистников и интриганов. Пушкин не в первый раз встает против общества. Поэту не привыкать к одиночеству. Однако такой трагедии не ожидал никто. Лирический героя потерян, он не может поверить в случившееся. Он несколько раз повторяет факт гибели поэта, словно пытаясь поверить в происходящее и принять его.
В последней строфе Лермонтов открыто говорит о том, что не верит в возможность справедливого суда и надеется только на высший суд, который невозможно подкупить и на котором клеветники и убийцы получат по заслугам.
Главная мысль стихотворения – жестокость людей способна подвигнуть их на чудовищные ошибки, которые невозможно исправить. Образ А.С. Пушкина приравнивается к образу Христа, который также безвинно страдал и был убит.
Основная идея стихотворения «Смерть поэта» - показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его смерти виновато все общество.
Средства выразительности
Для передачи своих чувств и мыслей, своего настроения Лермонтов использует различные средства выразительности. Метафоры сдерживают и маскируют гнев поэта, облачая его в выразительные острые образы. Эпитеты подчеркивают ораторский монолог поэта. Кроме того, Лермонтов использует прием метонимии («с свинцом в груди»).
Эпитеты:
- «дивный гений»,
- «пустое сердце»,
- «свободный смелый дар»,
- «пламенные страсти»,
- «кровавый миг»,
- «грозный суд»,
- «глухая ревность»,
- «ничтожные клеветники» и т.д.
Метафоры:
- «звон злата»,
- «ловля счастья и чинов»,
- «увял торжественный венок»,
- «на устах его печать».
- «взят могилой» и т.д.