«Диалог» - это одно из стихотворений Иосифа Бродского, написанное в 1962 году.
Особенности поэзии И. Бродского
Иосифа Бродского часто называют последним классиком 20-го столетия и при этом обвиняют в механичности, бездушности стиха. Его называли гением, вобравшим в себя лучшие традиции русской поэзии, а также поэтом, лишенным национальных корней. Однако даже самые ярые противники Бродского не могли отрицать его таланта и роли в развитии значительных тенденций в литературе.
Иосиф Бродский стал пятым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Его судьба словно слепок с судьбы целого поколения. Бродский был выходцем из интеллигентной ленинградской семьи. По окончании восьми классов поэт ушел из школы. Он сменил больше десяти профессий. Он принимал участие в геологоразведочных экспедициях, работал на заводе.
Когда в феврале 1964 года Бродского по ложному доносу арестовали, он уже был известен в кругах любителей поэзии. После позорного судилища поэта приговорили к высылке в отдаленную деревню сроком на 5 лет с привлечением к физическому труду. Однако ссылка продлилась только полтора года. Это время стало рубежным для творчества Иосифа Бродского. Его стихи, некогда романтичные и стремительные, стали сдержанными, часто даже рассудочными. Боль и переживание скрывались за иронией и прихотливыми рассуждениями. Все чаще стихи Бродского требовали не сопереживания и сочувствия, а соразмышления, и порождали скорее мысль, чем эмоцию.
После эмиграции летом 1972 года в Америку этот процесс «остывания» лирики Бродского усилился. Несколько позже, в 1975 году, он сравнит свою судьбу с судьбой ястреба, который настолько высоко поднялся над долиной, что обратно на землю вернуться уже не в состоянии («Осенний крик ястреба»).
Это стихотворение, необычное, непростое для понимания, еще раз показывает, на каких противоречиях основан поэтический мир поэта. Самая главная особенности его поэзии заключается в том, что практически каждый читатель из огромного наследия Бродского может найти для себя то, что окажется ему по-настоящему близким, и то, что вызовет у него резкое неприятие.
Бродский разный: оптимист, пессимист, космополит, патриот, циник. Бродский – метафизический, религиозный поэт, и он же – атеист.
И дело здесь не в беспринципности поэта, а в отсутствии у него твердой устоявшейся точки зрения. А взгляды поэта как раз достаточно понятны и за десятки лет изменились несущественно.
Поэт всегда избегал, особенно с годами, не только прямолинейного выражения своих убеждений и чувств, маскируя их в стихотворную форму, в сплетение синтаксиса и метафор. Он избегал и назидательности, истин в последней инстанции. Бродский никогда не путал откровенность и «душу нараспашку», отлично понимая свою ответственность как поэта за каждое слово, сказанное им. От своего читателя он требовал того же и твердо был убежден, что истинное понимание – это тяжелый духовный труд, который требует от человека напряжения всех душевных и умственных сил. Многие вещи Иосифа Броского сложны для восприятия, его произведения трудно читать «взахлеб», «залпом». За каждым словом, знаком препинания стоит мысль поэта, которую необходимо услышать, пережить, прочувствовать.
Тематика стихотворений Бродского разнообразна:
- Стихи о любви
- Стихи об осени
- Стихи о жизни
- Грустные стихи *• Стихи о России, Родине
- Стихи о войне
- Философские стихи и т.д.
В поэзии Бродского самое важное – его удивление перед жизнью, сбереженное им в ссылке, перед обыденным чудом. Благодарность возникает из ощущения того, что жизнь существует вопреки законам вселенной, а не в согласии с сними. В особом отношении Бродского к празднику Рождества проявилась его завороженность чудом возникновения жизни. из произведений разных лет выстраивается целый цикл, посвященный теме Рождества. Эта тема, чрезвычайно важная для поэта, иногда напрямую раскрывается на материале евангельской истории (например, «Рождественская звезда», «Рождество 1963»), а иногда она связана с ней глубинными смысловыми связями.
Анализ стихотворения «Диалог»
Стихотворение Бродского «Диалог» было написано в 1962 году. оно не так известно, как некоторые другие его произведения. Перед читателем диалог. И первая задача – это выяснить, кто является участниками. Ответ на этот вопрос содержится в словах «Уйми его, Боже, уйми». Отсюда очевидно, что в этом стихотворении идет разговор человека с Богом. Бог слушает его слова, однако этому сильно мешает ветер.
В начальных строках этого стихотворения видна ситуация нарушения коммуникации.
Очевидно, что в стихотворении говорится о чьей-то смерти, причем последние слова, сказанные Богом: «Птицей, птицей он был» являются свидетельством того, что речь идет о поэте. Хорошо известно, что птица в творчестве Иосифа Бродского – постоянная метафора, которая указывает на поэта. И ясно, что в этом стихотворении речь идет о смерти какого-то талантливого, выдающегося стихотворца. Произведение было написано 6 июня 1962 года. И возможно, это может как-то прояснить ситуацию, так как эта дата – день рождения А. С. Пушкина. Однако то, что в дальнейшем говорится об этом поэте: «Все, что он сделал: крылья птице чёрной одной». То есть, это единственное действо является главным достижением умершего поэта, но в таком случае вряд ли речь идет о Пушкине.
Многие исследователи творчества Бродского склоняются к тому, что скорее всего в стихотворении «Диалог» речь идет об Эдгаре По, авторе знаменитого произведения «Ворон», которое породило огромное количество вариаций и подражаний. А «сотни внучат» умершего стихотворца – это те, кто находятся под влиянием произведения По.
Читателю, который не знает о религиозных взглядах Бродского, после знакомства со стихотворением «Диалог» могло бы показаться, что оно написано человеком глубоко верующим. Бродский с большим удовольствием создает такую иллюзию, словно примеряя на себя этот актант и задавая самому себе вопрос: что бы было, если б у меня была такая вера?
Стихотворение «Диалог» крайне загадочно. А балладная интонация произведения напоминает английскую поэзию.