Персонаж – это действующее лицо произведения.
История создания, жанр, направление произведения
Рассказ «Дом с мезонином» рождался долго. Об этом свидетельствуют черновые записи. В архиве А.П. Чехова сохранились четыре записи, которые позволяют проследить направление его художественной мысли в ходе работы над этим произведением. В своем письме Е.М. Шваровой, датированном 26 октября 1895 года, Чехов сообщает о том, что пишет небольшой рассказ «Моя невеста»: «Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом пишу я».
Писатель планировал закончить рассказ к декабрю 1895 года, чтобы опубликовать его в сборнике «Призыв». Но из-за расширения замысла и изменения жанра произведение к этому сроку не было окончено. Вместо рассказа получалась повесть, работа над которой была завершена в феврале 1896 года.
Есть ряд источников, которые позволяют определить прототипы героев произведения и мест, изображенных в рассказе. Например, имение помещика Белокурова связывают с Богимовской усадьбой Е.Д. Былим-Колосовского, которая располагалась в Тульской губернии (в рассказе – «Т-ской губернии»). В этой усадьбе Чехов провел лето 1891 года. Дом Волчаниновых связывают с усадьбой Даньково, располагавшейся по соседству с Богимовской усадьбой. Возможно, прототипами сестер Волчаниновых были хозяйки этой усадьбы: одна из сестер была учительницей в местной школе, другая – «весьма поэтической натурой».
Согласно другой версии, фамилия Волчаниновых восходит к фамилии сестер Турчаниновых, у которых в Тверской губернии, в доме с мезонином, гостил И.И. Левитан. Считается, что Женя Волчанинова и есть та самая Мисюсь – дочь А.Н. Турчанинова, Варвара. Любовная коллизия произведения, по этой версии, связана со сложными взаимоотношениями художника с ними. Вероятно, отдельные моменты были подсказаны писателю опытом его работы в земстве.
Рассказ «Дом с мезонином» стал не просто историей любви, а поднял проблему бюрократии в земствах. «Дом с мезонином» все же относится к жанру рассказа, так как в нем есть лицо, рассказывающее о событиях. Произведение относится к направлению реализма, которого писатель придерживался, описывая проблемы своего времени.
А.П. Чехов, описывая чувства и внутренние противоречия героя рассказа, приблизился к литературному экзистенциализму, но многие годы предвосхитив это направление. Основная сюжетная линия – воспоминания художника, от лица которого ведется повествование, о его любви к очаровательной Мисюсь. Действие рассказа охватывает примерно три месяца. За этот период в жизни героев происходят многие важные события. В повести динамика человеческих судеб сопоставляется с циклами природы, что придает образу времени глубину. События рассказа разворачиваются с начала лета до осени. Контраст времен года подчеркивает полярность настроений персонажей произведения в начале рассказа и в конце.
Художник, который «сбежал» из города от «состояния одиночества, неудовлетворенности жизнью» в усадьбу обостренно ощущает бег неповторимых мгновений бытия. Он не может избавиться от ощущения неопределенности и зыбкости своего существования в мире. Поэтому мир усадьбы Волчаниновых, где он видит воплощенное гармоничное, стабильное начало, так для него привлекателен. При этом герой рассказа понимает обманчивость мечты обрести жизненный покой. Встреча с Мисюсь, которая воспринимает жизнь во всех ее проявлениях на настоящее чудо, любовь к ней возвращают ему вдохновение, радость ощущения полноты жизни, желание творить. Оба героя в рутинной обыденности сохраняют чувство причастности к вечности. Главному герою и Жене в этом плане противостоят Белокуров, Лида, Любовь Ивановна. Их стремление к ограничению жизни лишь буднями лишает их возможности проникнуться красотой мира и узнать настоящую любовь.
Завершается рассказ меланхолическим вопросом: «Мисюсь, ты где?».
Основная идея, тема, проблематика произведения
Главными темами рассказа «Дом с мезонином» являются:
- Надежда. Все герои произведения живут надеждой, но мало кто ее проявляет;
- Глупость. Именно она мешает человеку воплощать свои идеи. Главный герой рассказа способен на многое, но именно глупость не дает ему проявить себя;
- Любовь. А.П. Чехов часто поднимает вопросы романтики. В рассказе «Дом с мезонином» любовная линия касается художника и Жени;
- Отчаяние. Художник полон этого чувства. С ним он приехал в деревню, это же чувство он испытывает после расставания с Женей, и с ним же живет дальше;
- Счастье. Даже простые мужские и женские потребности оказываются недоступными, так как «засмеют» и «не положено».
Историческое время рассказа А.П. Чехова – канун нового столетия. В произведении в той или иной степени затрагивается множество проблем, которые тогда волновали русское общество, и именно эти проблемы и были остро восприняты критикой. В рассказе «Дом с мезонином» Чехов поднимает следующие вопросы:
- Человек и его предназначение;
- Народный быт и прогресс;
- Управление земством и бюрократия;
- Задачи искусства;
- Роль интеллигенции в обществе;
- Взаимоотношение интеллигенции с народом.
Чехов видит пропасть, которая отделяет интеллигенцию от народа, понимает необходимость поиска путей ее преодоления.
Монологи Лидии открывают читателю проблемы народа, которому не хватает образования и медицины. А конфликт между художником и Лидией хорошо показывает степень разобщенности людей в обществе.
Главная мысль произведения заключается в том, что каждый, вероятно, хочет, чтобы жизнь стала лучше, но при этом каждый хочет, чтобы в этом новом мире нашлось теплое местечко и для него, чтобы художник всегда имел возможность творить, чтобы Лида могла заниматься своими ежедневными хлопотами. Но писатель подчеркивает, что в этом мире очень нужна любовь.
Характеристика героев произведения
Главными героями рассказа являются:
- Женя Волчанинова;
- Лида Волчанинова;
- Художник.
Лида Волчанинова – старшая сестра Жени. Очень красивая и деятельная девушка. Лида работает учительницей в школе, содержит себя сама. Она уверена, что забота о крестьянах сможет консолидировать общество и развить его.
Женя очень похожа на старшую сестру, но значительно мягче ее по характеру. Она сентиментальная молодая девушка, склонная к романтике. Женя в поисках себя. Ее воспринимают как ребенка. Она постоянно в сомнениях, оттого и сближается с художником, который тоже не в состоянии найти себя.
Характеристика художника мало чем отличается от характеристики Жени. Такой же праздный тип, ничем не занятый. Он не понимает активности Лиды, спокойная, уравновешенная Женя ему гораздо ближе. Художника раздражает стремление Лиды к преобразованию общества. Он не способен на сильные чувства, и даже испытывает стыд за свою слабость, когда признается в любви Жене.
Екатерина Павловна Волчанинова, Любовь Ивановна и Белокуров – второстепенные персонажи.
Екатерина Павловна – мать сестер Волчаниновых. Когда-то была красивой женщиной, но с годами утратила свою привлекательность. Рассеянна, во всем соглашается с Лидой, чтобы не породить конфликта.
Белокуров – помещик. Он почти не работает. Его платежи постоянно просрочены. Напоминает Обломова. Под стать ему во всем и Любовь Ивановна.