Поэма – это повествовательное произведение в стихах.
История создания, тема, идея произведения
Идея поэмы «Дома у дороги» появилась у А. Т. Твардовского в 1942 году. Доподлинно неизвестно, почему поэт не закончил произведение сразу. Скорее всего, история создания этой поэмы похожа на истории других военных и послевоенных произведений. На поле боя совершенно не до поэзии, и если создатель выживет, то пронесенные сквозь град взрывов и пуль строки обязательно увидят свет в мирное время. К поэме «Дом у дороги» Твардовский вернулся в 1946 году. Позже он в своих разговорах с женой будет часто вспоминать, как думал о полуразрушенном доме, который он однажды увидел, о том, как он представлял, кто в нем жил, куда разбросала хозяев война. И эти мысли словно сами оформлялись в строки поэмы, но писать ее было и некогда, и не на чем, и потому приходилось в своих мыслях, словно в черновике, хранить четверостишия будущего произведения.
«Дом у дороги» - это поэма о разбитых семьях. В каждой строке звучит боль. Дети без отцов, жены без мужей, дома без хозяев – эти образы проходят красной нитью через строки произведения Твардовского.
Но в этой поэме поднимается не только тема разлуки в ее привычном воссоздании. Особую роль играет обращении матери к новорожденному сыну Андрею. Она в слезах спрашивает, зачем он родился в такое тяжкое время, как он будет выживать в голоде и холоде. И посмотрев на беззаботный сын малыша, она сама дает ответ: ребенок рожден, чтобы жить. Его разрушенный дом далеко отсюда, он не знает, что такое война. И в этом заключается оптимизм поэмы, надежда, светлый взгляд в будущее. Разбитые семи должны воссоединяться, дети – рождаться, а сожженные дома – восстанавливаться. Каждый должен вернуться в свой дом у дороги.
Поэма «Дом у дороги» направлена против забвения. Эта тема и проблема всегда была очень острой для Твардовского. Он часто задумывается о том, как на войне легко забывается отдельный человек, а после окончания войны эти раздумья становятся особенно напряженными.
Совмещение у Твардовского лирического, эпического и трагедийного начал выступает в психологической и непосредственно бытовой конкретности, но в этой поэме подчеркнуто песенное, мелодическое начало.
При и всей простоте, при отсутствии внешних новаций произведение является новаторским. Это новаторство заключается в соединении эпического и лирического начал, мотивов войны и мира, семьи во время войны, смелым сочетанием условно-символической и конкретно-бытовой речи, развитием интонации, которая совмещает напевность, драматическую, ораторскую речь и разговорность.
Отличие жанровой природы поэмы «Дом у дороги» от «Книги про бойца»
Жанр произведения А. Т. Твардовского «Василий Теркин» нарушал традиционные каноны. Привычнее было бы «поэма», но это «книга»: «Книга про бойца». Только в первый публикациях некоторых глав фигурировал подзаголовок «поэма». Некоторых критиков смущала такая неконкретность, неопределенность жанра, но сам Твардовский не считал недостатком жанровую неопределенность произведения. Он отмечал, что это именно «книга» - «живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела». «Книга» шире, сложнее, универсальнее традиционного определения поэмы. Прежде всего, поэма ассоциируется с классикой. Твардовский стремился уйти от «литературности», быть ближе к жизни, «универсализовать» жанр произведения, то есть усилить эффект подлинности литературного вымысла.
Именно форма «книги» давала поэту творческую свободу, снимала оттенок литературной условности в внешне «легком», безыскусном произведении и увеличивала уровень доверия читателя к произведению. Это произведение, с одной стороны, литературное с его условной действительностью, но с другой стороны оно жизненное, достоверное. Это произведение, в котором реальность и условная действительность соединились настолько, что художественная условность не замечается.
Поэма «Дом у дороги» по своей жанровой природе существенно отличается от «Василия Теркина». Твардовский определил жанровую разновидность «Дома у дороги» как лирическую хронику. Здесь отчетливо звучит нота скорби и печали. В поэме печальная интонация каждой строчки, каждой строфы, печален рефрен: «коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой». «Дом у дороги» - это лирический гимн материнской любви, ее силе. Гимн женщине-матери, женщине-крестьянке, труженице, хозяйке дома.
Герои произведения
Центром поэмы Твардовского является именно женщина, преданная, домовитая, сердечная и деловая. В поэме звучит чередование голосов:
- Автора;
- Солдата;
- Жены солдата;
- Ребенка солдата.
В каждом голосе раскрывается характер лирического героя. Ю. Буртина считает, что в поэме «Дом у дороги», в отличие от «Василия Теркина», изображены не характеры, а судьбы. У каждого человека здесь есть более законченная, отдельная судьба.
В поэзии А. Т. Твардовского характеры и судьбы неотделимы, но в поэме «Дом у дороги» поэт акцентирует больше внимания на домашнем лирическом начале характеров героев.
Центральным образом поэмы является образ Анны Сивцовой, который разработан в трех ипостасях: жены, матери, крестьянки-домохозяйки. И этот основной ее пафос не просто обозначен судьбой, но и намечен дополнительными штрихами поведения, характера, высказывания. Анна «в делах быстра», «в речах остра», подвижна, как «змейка». В беде она вынослива, спокойно-мужественная, терпелива. С детьми и мужем героиня заботлива, участлива и понятлива. Анна Сивцова – это особый, хоть и идеально обобщенный тип русской крестьянки, развернутый и напрядено-эмоциональный, изображенный в напряженной исторической ситуации и в своей личной жизни.
Голос самого автора здесь выступает более объективно. В условно-символическом голосе ребенка автор подчеркивает голос начала жизни, права жит, и эта речь контрастирует с чертами окружающих событий и поведения людей.
В этой поэме лирическое начало приобретает трагическое содержание. Лирический голос семьи сливается с голосом воюющего солдата и самого автора: «Не пощади врага в бою, освободи семью свою». Это голос исповеди и одновременно ораторский призыв к народу.