Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ "Капитанской дочки" А. С. Пушкина - жанровая модификация русского романа

Определение 1

Роман – это жанр литературы, эпическое произведение крупной формы, где повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к миру, на становлении самосознания и характера.

Жанровое своеобразие произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Исследователи при определении жанра «Капитанской дочки» А. С. Пушкина сталкиваются с некоторыми сложностями. Произведению Пушкина присущи жанровые особенности и романа, и повести. Сам же поэт называл «Капитанскую дочку» то романом, то повестью. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что он, с одной стороны, представляет собой хронику семьи Гриневых, а с другой стороны – является историческим произведением. Поэтому «Капитанскую дочку» можно назвать социально-историческим романом.

В произведении описывается история любви молодого офицера Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта история тесно переплетается с событиями Пугачевского восстания. А. С. Пушкин придал своему произведению форму «семейственных записок», мемуаров, сочиненных Гриневым в зрелом возрасте для своих внуков. Поэта в семейной хронике интересует не бытовые подробности жизни, а вопросы нравственного выбора молодых людей в переломные моменты их жизни.

В «Капитанской дочке» Пушкин дает портреты двух семей – Гриневых и Мироновых. Писатель рисует быт обоих семей с оглядкой на фонвизинского «Недоросля». Это подчеркивается и эпиграфом к третьей главе: «Старинные люди, мой батюшка».

Но свойственная Д. И. Фонвизину острая сатира при изображении «плохих помещиков» у А.С.Пушкина несколько смягчена. Быт семейств в романе изображается в связи с лучшими традициями культуры дворянства 18 века – сбережением человеческого достоинства, следованием законам чести и долга.

В своих героях писатель показывает величие простых людей. При всех недостатках, эти люди живут в семейном ладу, по совести, они верны традициям и поэтому могут стоически преодолевать жизненные испытания.

«Анализ "Капитанской дочки" А. С. Пушкина - жанровая модификация русского романа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ярким примером этому является спасение Маши, в котором участие принимают:

  • Попадья Акулина Памфиловна, которая прячет девушку во время штурма крепости;
  • Палашка – служанка не покидает барышню, когда та вынуждена жить в домашней тюрьме под властью Швабрина;
  • Петр Гринев, который с риском для жизни отправляется лагерь бунтовщиков, чтобы просить у Пугачева помощи.

Чистосердечные, простодушные, нравственные герои в романе противопоставлены Швабрину. Он в эгоистическом самоутверждении идет на подлость и предательство. А исторические события, описываемые в романе, привлекают внимание автора не сами по себе, а в связи с размышлениями о ситуации в русском обществе, с вопросом о взаимоотношениях между народом и дворянством, к которому относился и сам Пушкин. Социальную идею романа можно сформулировать так: в рамках нации народ и дворянство настолько отдалились друг от друга, что их представители совсем перестали друг друга понимать. Эта идея давно занимала писателя, и нашла отражение в неоконченном произведении «Дубровский».

Исторические события в романе

В этой повести Пушкин подчеркивает непонимание, разделяющее дворянина и его крестьян. И эту же идею он раскрывает в романе «Капитанская дочка». Идея подтверждается не только фактом крестьянских восстаний против дворянского государства, но и личной историей двух главных героев. Важнейшей нравственной основе для Петра Гринева является дворянская честь. Именно она не позволяет ему служить в войске Пугачева, хоть он и вызывает симпатию у молодого дворянина.

В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин показал наиболее успешный период крестьянской войны, когда войско Е. Пугачева попыталось взять Оренбург. В романе присутствуют и исторические персонажи (Емельян Пугачев, Екатерина II) и вымышленные герои (Мироновы, Гриневы, Швабрин). Для писателя было интересно показать критический момент истории России, когда в полной мере проявились характеры русских людей.

Замечание 1

Одной из важнейших задач автора в произведении было показать Пугачева как историческую личность.

Пушкин, создавая образ народного вождя, использует разные способы изображения – речь, портрет, поступки Пугачева, его сравнение с императрицей, сложное восприятие Гриневым. Однако Пугачев на всем протяжении повествования ведет себя по отношению к Гриневу очень великодушно. Этот бунтовщик и самозванец в отношениях с главным героем предстает как человек, помнящий добро. Фактически, Гринев и Маша своим счастьем обязаны великодушным поступкам Пугачева. Образ «крестьянского царя», созданный Пушкиным, нарушал литературную традицию, в которой самозванцев изображали «мрачным злодеем».

По роману «Капитанская дочка» можно судить и о взглядах Пушкина на народные восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Он признает всю серьезность причин восстания, но называет его «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Роман отличается глубоким содержанием. В произведении тесно переплетаются одинаково значимые семейные и исторические проблемы, поэтому содержание романа нельзя сводить только к историческому повествованию или семейной хронике. историческое содержание произведения является «рамой» для семейной истории.

В социально-историческом произведении Пушкин выдвигает на первый план образы вымышленных персонажей, которые волей судьбы оказались втянуты в водоворот исторических событий. И именно в них автор видит настоящее величие. Искренность их отношений, простота жизни, незыблемость нравственных и моральных принципов с точки зрения писателя делают их положительными героями. В романе автор ставит и решает философские вопросы о смысле и цели человеческой жизни.

Исторические персонажи произведения включаются в исторический фон – в события, когда главные герои наиболее полно проявляют свои характеры. Благодаря изображению в романе исторических событий автор получает возможность выразить собственное понимание важнейших проблем философии истории: роли личности в событии, оправданности и целесообразности насильственных действий в исторических процессах, справедливого государственного устройства.

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot