Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мотив судьбы в новеллах П. Мериме "Матео Фальконе" и "Федериго"

Определение 1

Новелла – это небольшая повесть, рассказ.

Особенности новелл П. Мериме

Проспер Мериме является одним из лучших французских критических реалистов 19 века, блестящим драматургом и мастером художественной прозы. Мериме, в отличие от своих предшественников – Бальзака и Стендаля, не стал властителем дум поколений: воздействие, которое он оказал на духовную жизнь Франции, было не таким мощным и широким. Но эстетическое значение творчества Мериме огромно. Произведения, созданные им, необыкновенны, в них глубоко воплощена жизненная правда.

Реалистичная новелла Мериме имеет ряд интересных стилистических и композиционных особенностей. Проспер Мериме – мастер психологической новеллы, и в центре его внимания находится внутренний мир человека, ее внутренняя борьба, эволюция или деградация. У писателя внутренняя борьба героя всегда определяется столкновениями человека со средой и обществом. Драмы главных героев его новелл рождаются их противостояния окружающей реальности. Отсюда вытекает примечательная особенность новеллистики П. Мериме: большое значение представляют события, которые так или определяют внутренний конфликт героя.

Произведения писателя драматичны. Событие, которое автор новеллы ставит в центр своего произведения, как правило, имеет характер катастрофы: убийство, самоубийство, смерть героя, кровная месть, изменение всей жизни героя (например, герой «Этрусской вазы» Сен-Клер убит на дуэли, Кармен убита доном Хосе, в «Локисе» граф убивает молодую жену, в «Матео Фальконе» происходит кровное убийство – отец убивает сына).

Напряженность, драматичность, динамизм действия в новеллах писателя обусловили еще одну черту – скудность описания, особенно это касается описания природы. Мериме крайне скуп на описания, потому в центре внимания писателя всегда драма, действие, нарастание конфликта, а описание играет второстепенную роль. Поэтому в произведениях П. Мериме особое значение принимает деталь – небольшой штрих, часто заменяющий пространные характеристики и описания.

Таким образом, художественными особенностями новелл Проспера Мериме являются:

  • Внимание писателя к внутреннему миру человека;
  • Внутренний конфликт героя определяет событие;
  • Сочетание приема замалчивания и психологизма;
  • Драматичность, динамизм, напряженность действия;
  • Использование художественной детали;
  • Скудность описаний;
  • Герои с сильным характером;
  • Раскрытие образа осуществляется через собственные поступки героя, без авторской оценки;
  • Мотивы убийства, ревности, дуэли, соблазнов.
«Мотив судьбы в новеллах П. Мериме "Матео Фальконе" и "Федериго"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Корсиканская честь в «Матео Фальконе»

Замечание 1

П. Мериме говорил, что залог успеха писателя – умение из всей совокупности явлений бытия выбирать одно, но неординарное.

Новелла «Матео Фальконе» - является воспроизведением такой «находки».

Матео Фальконе – богатый человек, живет на прибыль от стада овец, которые пастухи-кочевники перегоняют с места на место. Герою новеллы не больше 50 лет. Матео хороший товарищ и опасный враг, умело владеющий оружием. Жена Джузеппа родила ему троих дочерей и сына, которого назвали Фортунато. Фортунато – продолжатель рода, надежда семьи. Дочери Матео вышли замуж, сыну исполнилось 10 лет.

Однажды Матео с женой отправился посмотреть свои стада. Фортунато оставили сторожить дом. Мальчик лежал на солнце, когда услышал выстрелы. Фортунато увидел человека с бородой и в лохмотьях, раненого в бедро. Этим человеком был разбойник Джанетто Санпьеро. Разбойник попросил мальчика скрыть его. Фортунато спросил, получит ли он что-то взамен. Разбойник дал ему пятифранковую монету. Фортунато спрятал бандита в стоге сена. Несколько минут спустя появилось шесть стрелков во главе с Теодоро Гамбой, дядей Фортунато. Гамба пообещал Фортунато серебряные часы, если тот укажет, где разбойник. Мальчик указала на сено. Джанетто связали. Когда Матео вернулся домой, Гамба рассказал ему, как они задержали разбойника и что сделал Фортунато. Джанетто назвал дом Матео «домом предателей».

Матео не мог простить сыну этот поступок. Наследник, продолжатель рода, стал первым предателем в их семье. Фальконе остается сильным и верным себе. Убийство сына произошло не в состоянии аффекта – Матео был спокоен. Он выстрелил в Фортунато и, даже не взглянув на него, прошел в дом, «чтобы взять лопату».

Образ Матео Фальконе – это начало долгих раздумий П. Мериме над природой человеческой личности. Потрет и характер Матео изображен немногими, но правдивыми чертами. Фальконе – прямой, мужественный человек, не привыкший сомневаться в выполнении того, что считал своим долгом. Матео – воплощение определенного корсиканского идеала чести, где самая смертельная обида, поступок, которому нет оправдания – это измена.

Читателя поражает величественный покой Матео. П. Мериме в произведении не выражает своего отношения, поэтому писателя часто упрекают в равнодушии к изображаемым событиям, в стремлении отстраниться от героев. Но на самом деле это не равнодушие писателя, а его позиция.

«Федериго»

Образ Матео Фальконе не завершил художественных исканий писателя. Он продолжил поиски, которые нашли выражение в еще одной новелле – «Федериго». Это произведение не самое известное и не самое значительное. Сюжет новеллы прост и интерес. Когда-то жил молодой дворянин Федериго, стройный, красивый мужчина, любивший игру, вино и женщин. Игру он любил особенно сильно. Федериго никогда не исповедовался. Однажды герой новеллы выиграл у 12 юношей из богатых семей, но очень быстро спустил выигрыш. У Федериго остался только замок за кавказскими склонами, в котором он прожил три года. Днем Федериго занимался охотой, вечером играл в азартные игры.

Однажды к Федериго попросился на ночь Иисус Христос со своими апостолами. Герой произведения их принял, но извинился, что не принял их должным образом. Федериго приказал зарезать последнюю козу и зажарить ее. Старания Федериго были оценены его гостями. Христос, за оказанный ему прием, наградил Федериго тремя милостями.

Это произведение – фантастическая новелла, построенная на сказочной фольклорной основе. Она отразила стремление писателя искать смысл за рамками буржуазной обыденности. Живописная, с характерной ускоренностью действия, эта новелла воспринимается как народно-сказочный рассказ, живая разговорная форма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot