Александр Вампилов – один из выдающихся прозаиков и драматургов прошлого столетия, продолжатель чеховских традиций. Из-под пера автора вышли такие произведения, как:
- «Прощание в июне»;
- «Старший сын»;
- «Утиная охота»;
- Провинциальные анекдоты»;
- «Валентин и Валентина»;
- многочисленные публицистические материалы.
Особенности публицистики Вампилова
Хотелось бы отметить, что, если драматургические произведения автора на протяжении последних десятилетий выступают актуальным объектом научных исследований, публицистика Вампилова изучена мало. Между тем, именно в его публицистических заметках кроется ключ к пониманию глубокого идейного содержания прозы и драматургии.
В наиболее общем виде к художественно-публицистическим произведениям относят:
- очерки;
- памфлеты;
- эссе;
- пародии;
- фельетоны.
Главной особенностью подобных произведений выступает синтез публицистики и художественности, эксплицитное авторское присутствие, восприятие которого становится стиле- и формообразующим стержнем.
Подобные особенности публицистики всегда привлекали мастеров слова, и многие писатели, впоследствии ставшие великими, начинали с таких публикаций.
Ведущими публицистическими жанрами Вампилова были фельетоны и очерки. Почти все публицистические материалы были созданы писателем в годы работы в областной газете «Советская молодёжь» (1959 – 1964 гг.).
Главной темой публицистических очерков Вампилова были сибирские стройки. В те годы романтическим восприятием коммунистических строек была пронизана практически вся советская литература и публицистика. Очеркам Вампилова свойственно сочетание наглядно образного, репортажного и аналитического, исследовательского начал. В отличие от других авторов, освещающих данную тему, Вампилов жил в гуще событий, был непосредственным свидетелем строительства в его родной Иркутской области, соответственно, был меньше подвержен стереотипам. В отличие от других авторов, Вампилов сосредотачивается не на героизме происходящих событий, но на героизме самосознания личности, на нравственно-психологической сфере, его занимает повседневность, самоощущение личности, живущей контексте этих героических строек, логика её поступков.
Если многие советские писатели делали героями своих произведений тех, кто срывался, бросал все и ехал в Сибирь, героями Вампилова выступали сами сибиряки:
Хорошо родиться где-нибудь в Мелитополе, в безмятежном южном городе, провести детство в яблонях и полусне, побродить по другим городам, поссориться с приятелями, влюбиться, помрачнеть, задуматься, послать все к черту и вдруг уехать в Сибирь, на стройку. Совсем другое дело, если ты родился в Сибири, вырос в Сибири, работаешь в Сибири» (Белые города)
В центре внимание автора – не героизм эпохи, но героизм людей, их повседневный труд. В данном аспекте творчество Вампилова перекликается с идейным содержанием произведений Достоевского, его постоянными поисками «человеческого в человеке».
Тематические особенности публицистического наследия Вампилова
В наиболее общем виде публицистические материалы Вампилова могут быть условно представлены двумя группами:
- путевые: «Голубые темы облаков», «Билет на Усть-Илим», «Как там наши акации?», «Прогулки по Кутулику» - в основании данных произведений авторское видение социокультурной действительности на фоне описываемых путешествий;
- проблемные – в центре данных произведений авторское понимание той или иной проблемы, сами публикации часто носят критический характер.
Ко второй группе произведений можно отнести, например, «На пути к чунскому сокровищу», посвященное проблеме строительства Чунского комбината. При написании своего очерка Вампилов вскрывает наиболее серьезные, проблемные аспекты, которые затягивают строительство предприятия: чертежи принимаются «с закрытыми глазами», сам ход работ начальством не контролируется, оплата труда рабочим задерживается – все это приводит к высокой текучке кадров, нежеланию работать:
«Низкая организация труда, недоделки, переделки, несвоевременная сдача выполненных работ» - отмечает автор.
Вампилов фиксирует каждую деталь, каждую частность: нет отопления в жилых домах, нет яслей, куда рабочие могли бы отвести своих детей, проблемы с поставкой продуктов, нет возможности обучать специалистов – все это приводит к снижению качества работ, затягиванию строительства. Автор приходит к выводу, что пока людям не создадут достойные условия труда, комбинат достроен не будет:
«Из досадных частностей никогда не получается отрадного будущего», — подытоживает автор.
Подвергаются критике в фельетонах Вампилова не только халатность, но наглость и хамство:
Есть уличные, трамвайные, должностные, высоко- и низкооплачиваемые хамы. Есть, а надо, чтобы их не было. Надо так, чтобы безнаказанно им не сходило с рук ни одно оскорбление, ни один окрик.
В своих произведениях автор вскрывает наиболее актуальные, наиболее острые проблемы современной действительности, сами произведения отличаются высоким реализмом, психологизмом, умением видеть и понимать сущность человека.
Таким образом, Вампилов, несмотря на свою недолгую жизнь (умер в 35 лет), успел оставить не только драматические и прозаические произведения, которые сегодня являются неотъемлемой частью русской литературы советского периода, но и создать многочисленные публицистические материалы, которые могут стать неоценимым источником понимания особенностей мировоззрения, мировосприятия писателя, которое нашло своё отражение в его драматическом творчестве. Более того, высокая реалистичность, внимание к каждой мелочи, каждой частности превращает публицистические материалы Вампилова в неоценимый источник знаний о жизни Сибири 50-60-х гг. прошлого столетия, увидеть в ней не только героизм сибирских строек, но героизм самих людей, живущих в эту переломную эпоху, которые своей повседневной деятельностью, ежедневной работой, своим трудом создают героизм этой переломной эпохи.