Одним из самых ярких представителей советского андеграунда 70-х-80-х годов является Александр Башлачёв. За свою короткую жизнь он успел записать несколько десятков рок-баллад, написать множество песен для других исполнителей и передать миру своё особое видение.
Биография
Родился Александр в 1960 г. После школы Башлачёв решает стать журналистом, но не проходит экзамены в местный университет. Тогда он перебирается в Свердловск и поступает в Уральский Государственный университет. После выпуска возвращается в родной город Череповец и год работает редактором в газете «Коммунист».
Его пропуском в Ленинград и Москву становится Артемий Троицкий, после знакомства с которым они устраивают совместные выступления или как называли их в то время «квартирники»:
Квартирники - выступления, проводимые в обычной квартире у кого-то из знакомых.
Александр переезжает в Ленинград и после череды «квартирников» выступает с концертом в настоящем зале. Он решает записать свои песни и издаёт альбом «Третья столица», записанный в маленькой квартире. Постепенно Башлачев обосновывается в Ленинграде, вступает в местный Рок-клуб и знакомится с ленинградскими бардами, музыкантами, поэтами и художниками.
Последующие годы он активно занимается выступлениями и сочинением песен и текстов. Он получает несколько призов на именитых фестивалях и встречает свою любовь - Анастасию Рахлину. Он записывает множество альбомов. Некоторые записи Башлачёв собственноручно уничтожает, недовольный качеством звука и песен.
Череда удач проходит, Александр впадает в депрессию, и 17 февраля 1988 г. он выпрыгивает из окна съёмной квартиры, расположенной на 8 этаже. Его жена предполагала, что причиной самоубийства мог быть творческий застой, так как для Александра очень важно было писать и сочинять музыку. Также причина могла быть в том, что он не находил поддержки среди своего окружения. Ему нравилось общаться с людьми, что отмечали его друзья, но до конца довериться он никому не мог. Булат Окуджава, который высоко отзывался о творчестве Башлачёва, видел причину в слишком тонком душевном восприятии Александра. Он очень глубоко видел мир и понимал его, что не могло не вводить его в апатию и депрессию. Александр был словно чувствительный радар, который ловит любые колебания, происходящие в мире.
Трагическая гибель Башлачева вдохновила Льва Наумова на написание книги «Александр Башлачёв. Человек Поющий». В ней автор не только размышляет о смерти Александра, но и предоставляет читателю уникальные сведения из биографии Башлачёва, и как дополнение – некоторые стихи и наброски песен самого Александра, которые не были изданы при его жизни. Похоронен бард на Ковалёвском кладбище в Ленинграде. Похороны организовала Марьяна Цой, жена Виктора Цоя. На церемонии были только близкие Александру люди.
Творчество и память
Сам Александр отмечал, что на него оказали сильное влияние группы Аквариум и The Doors. Про него снято два документальных фильма – «Смертельный полёт» и «Еловая Субмарина». Сам Башлачёв при жизни не публиковался, его сочинения звучали только со сцены. После смерти его старые друзья начали публиковать тексты из архива Александра. Ему посвящали песни:
- Егор Летов в песне «Вершки и Корешки»;
- Яна Дягилева в «Крестом и нулём»;
- Александр Градский в «В среду днём» и многие другие.
Список посвящённых ему песен чуть ли не больше собственной дискографии Александра. Кроме этого, в Череповце, его родном городе, был открыт музей Башлачева. Также в его честь было проведено множество концертов.
Особенности творчества Башлачева
На сегодняшний день произведения Башлачева все чаще привлекают внимание исследователей, что приводит к появлению работ, в которых освещаются те или иные особенности творчества барда. В наиболее общем виде, в качестве мотивов его поэзии можно выделить следующие:
- мотив поисков смысла бытия, жизни и смерти;
- мотив любви;
- мотив цикличности;
- критика официоза советской действительности, социокультурной действительности.
В отношении последнего мотива показательным выступает произведение «Рыбный день» (1984). Само название восходит к номинации дня рыбной кухни в советских столовых, выступающего революционной заменой старорежимных постных дней. В сознании советского человека рыбный день стал ассоциироваться с неудовлетворительным качеством еды, которая, по словам автор, представляет собой:
«Пару заливных костей…»
Помимо критики социокультурной действительности, обращение к образу рыбы вызывает ассоциации с темой молчания, невозможности говорить, свободно выражать собственные мысли:
«…вот-вот нам перекроют кислород…»
Таким образом, посредством обращения к обыденным реалиям формируется особый символизм авторской мифопоэтической вселенной Башлачева.
Мотив цикличности неразрывно связан в поэзии Башлачева с образами водных реалий, реки как границы между миром живых и миром мертвых. В частности, в песнях «Посошок», «Егоркина былина», «Ванюша» смерть лирического героя неразрывно связана с мотивом реки.
Природным образам, образам реки противостоят образы города, городского пространства. Город у Башлачева – инферальное, гибельное место:
«В новостройках - ящиках стеклотары
Задыхаемся от угара» («Дым коромыслом»)
Каждое строение, представленное в городском пространстве поэзии Башлачева, несет на себе отпечаток чего-то гибельного:
- мельница, которая кишит нечистью, людьми «дна» («Мельница»);
- «калечные дворцы» Петербурга;
- «Палата № 6».
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что на протяжении своего жизненного и творческого пути Башлачеву удалось создать знаковые произведения, которые стали неотъемлемой частью русской литературы и культуры. Произведения поэта характеризуются высоким символизмом, многозначностью.