Герой-повествователь – это персонаж, от имени которого ведется повествование.
Тип и роль повествователя в романе Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»
Один из романов военного периода Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» был опубликован в 1929 году. Роман сразу же принес автору известность. Это произведение – попытка рассказать о поколении, которое стало жертвой войны, о погубленном поколении. Об этом говорится в эпиграфе к роману. Даже если человеку удалось спастись от снарядов и пуль, спастись от перелома внутреннего «я» ему вряд ли удалось. Роман антивоенный, и во многом автобиографичный. Ремарк, как и герои его произведения, ушел на западный фронт добровольцем и был там ранен. Поэтому некоторые описания военных действий, страданий героев не получили бы такой эмоциональной окраске, если бы автор не испытал все это сам. Повествование ведется от первого лица.
В произведениях Ремарка О.Е. Похаленков выделяет следующие типы повествователя:
- Герой-повествователь, человек, рассказывающий о войне;
- Исключенный повествователь – автор текста, он может выступать, например, от лица однополчан главного героя.
Выбор типа повествователя зависит от цели автора. Исключенный повествователь выбирается в тех случаях, когда нужно показать сторонний взгляд на изменение настроений фронтовиков и ситуации в целом. Для того чтобы передать мнение фронтовиков, исключенный повествователь выступает от лица всех солдат. Также автор-повествователь может вести рассказ о событиях от лица другого персонажа и этим указывать на общность переживаемых чувств.
Внутренняя борьба героя передается при помощи внутреннего монолога героя-повествователя.
В романе «На Западном фронте без перемен» повествование ведется от лица главного героя, Пауля, рядового солдата немецкой армии, который был призван на фронт в 19 лет. Герой романа во многом имеет сходство с его автором. .
Лейтмотив романа, его итог, обобщение заключен в фразе: «Мы верим в войну».
Однако эти слова не стоит понимать буквально. Здесь «верить в войну» - не значит одобрять ее. «Верить в войну» - значит, считаться с ее реальностью, агрессивной, злой, готовой все вытеснить, проглотить, подавить. И именно эту мысль развивает Ремарк в произведении.
Герой романа, его одноклассники, друзья, сослуживцы вынуждены сражаться не только с противником, но и с ужасными, нечеловеческими условиями, в которых они оказались.
В романе рассказывается, как Пауль со своим отрядом перемещается по позициям, едет в отпуск, возвращается на фронт, оказывается в госпитале после ранения, затем снова оказывается на фронте. Кажется, что страданию, смерти, войне нет конца.
В октябре 1918 года Пауль погибает. Этот исход закономерен. Главный герой романа и его ровесники за спиной не имеют ничего, кроме войны, поэтому их поколение – потерянное поколение.
Известный исследователь творчества Э. М. Ремарка Брайен Мердох отмечает, что в романе «На Западном фронте без перемен» есть только два места, где главный герой Пауль Боймер не контролирует повествование. Этим Мердох в определенной степени упрощает проблему выявления рассказчика произведении.
Типовая психология в романе Э. М. Ремарка
Пауль Броймер и его товарищи психологически похожи. Сути дела не меняют даже различительные эпитеты (например, один из героев – философ, другой – наивен и т.д.). Ремарку человек интересен не как индивидуальность, неповторимая личность, а как представитель определенного социально-исторического типа. В романе «На Западном фронте без перемен это представитель молодого поколения, загубленного войной. Поэтому повествователь, говоря о своих каких-либо переживаниях, употребляет местоимение «мы».
На первый взгляд может показаться, что Станислав Катчинский, один из товарищей Броймера, на фоне остальных выделяется своей индивидуальностью, однако это впечатление ошибочно. Катчинский не является индивидуальным характером. Его автор задумывал как фольклорный тип удалого, разбитного солдата, способного найти выход из любой ситуации. Однако этот герой в романе не совершает практически ничего, что было бы не под силу его товарищам. Общая идейная направленность книги трансформировала тип ловкого солдата, так как персонаж, геройствующий на передовой и в тылу, сильно диссонировал бы с пессимистическим тоном повествования.
Герой-повествователь в романе Ремарка представляет целое поколение людей – людей штатских, сугубо мирных, которые оказались вовлечены в войну. Поэтому в речи персонажей отсутствует узкоспециальная военная терминология, а профессиональные слова, употребляемые ими, являются распространенными и общепонятными.
Отсутствие речевой индивидуальности у персонажей соответствуют типологическому подходу автора в изображении характеров. Пауль отмечает, что он сам и его товарищи говорят одинакового. И на самом деле, если из диалогов убрать указания на говорящих, распознать, где чья реплика будет очень сложно.
Типовая психология – это всегда упрощение. Например, если говорить о национальном характере, то каждая нация состоит из индивидуальных характеров, а типические черты заметны, так как они повторяются во множестве их носителей. Потому типовая психология порождает мифы о нациях.
В своих произведениях Ремарк пытается совместить романтическое и нравоописательное. В романе «На Западном фронте без перемен» писатель показывает войну в ее обыденности, которая превращает людей в зверей. Писатель с пацифистских позиций осуждает империалистическую войну, которая явила высшую меру презрения к жизни человека, нанесла урон человечности, приучила человека быть равнодушным ко всему и приучила к тому, к чему нельзя привыкать – к смерти. Но война не смогла убить в человеке готовность помочь, любовь, заботу. Паулю Боймеру и его товарищам довоенная жизнь представляется раем. Герои романа, скучая по потерянному раю, живы лишь надежной снова этот рай обрести.