Композиционно-речевые формы - это фрагменты текста литературно- художественного произведения, которые обладают типической структурой и приписаны автором кому-то из «вторичных» субъектов изображения – персонажу, рассказчику, повествователю.
Место повествования в системе композиционно-речевых форм
Передача читателю различного рода сообщений является только одним из огромного количества вариантов рассказчика и повествователя в роли посредника. Значит, следует выяснить, какое место занимает собственно повествование и другие формы высказывания, связанные с точкой зрения рассказчика или повествователя (характеристика, описание), среди большого множества композиционных форм речи, составляющих художественную систему. В термине «композиционные формы речи» соединяются вместе варианты, использовавшиеся М. М. Бахтиным и В. В. Виноградовым – «композиционно-речевые категории», «формы передач речи», «формы речи», «речевые жанры», «типические формы высказывания».
Во-первых, термин «композиционно-речевые формы» означает фрагменты текста литературно-художественного произведения, которые обладают типической структурой и приписаны автором кому-либо из «вторичных» субъектов изображения – повествователю, рассказчику, персонажу. С одной стороны – это высказывания «изображающие» -описание, характеристика, повествование –сообщение; с другой стороны – это изображенные высказывания – диалоги, монологи, а также принадлежащие персонажам вставные фрагменты текста – письма, рассказы, стихи.
Во-вторых, к особым композиционным формам речи относятся высказывания, которые приписаны или принадлежат другим авторам (цитаты, эпиграфы) или не приписанные никому (как правило таковыми являются названия литературных произведений, за исключением тех, где оно является цитатой). Все они имеют существенно различающиеся функции, если их анализировать с точки зрения субъекта этого высказывания или в свете авторского замысла о данном субъекте. В первом случае правомерно говорить о предметной направленности высказывания, во другом случае – о его структуре, которая доносит до читателя установку говорящего.
Если говорить о всей системе «композиционных форм речи», каждая из которых относится к определенному речевому жанру, то она является выражением именно общего авторского замысла об изображенном мире. все композиционно-речевые формы находятся между двумя сторонами. С одной стороны, находятся такие речевые фрагменты, как название литературного произведения, его глав, эпиграфы и предисловие. Обычно эти фрагменты не входят в кругозор рассказчика или повествователя персонажей, то есть они адресованы главным образом читателю непосредственно автором. Главным предметом, о котором они говорят, является не вымышленная реальность, а сам текст произведения – полностью либо его части.
С другой стороны - высказывания персонажей, которые нацелены на находящийся в их кругозоре предмет, то есть находящийся именно в вымышленной реальности и учитывающие только адресата, принадлежащего к ней. Персонажи не знают о существовании читателя и автора. Такие высказывания даются в форме несобственно-прямой либо прямой речи. Следовательно, посредническая функция повествующего субъекта должна направляться не только на изображаемую реальность, но и на чужую речь об этой реальности.
К области повествования относятся и такие фрагменты текста, с помощью которых в него включаются и присоединяются различные речевые формы. Другими словами, в составе повествования встречаются также такие фрагменты, которые не имеют предметной направленности и выполняют чисто композиционные функции. В этом заключается объективная основа частого смешения повествователя с писателем. На самом деле композиционные функции повествования являются одним из вариантов его посреднической роли. Учет таких функций дает возможность дать итоговое определение понятия повествования.
Таким образом, повествования – это совокупность фрагментов текста эпического произведения, приписанных писателем-творцом «вторичному» субъекту речи и изображения – рассказчику или повествователю, и выполняющих функции посредника.
Типы повествования
Типы повествования – это способы воплощения сюжета в тексте, избираемые автором художественного (поэтического, прозаического, кинематографического, музыкального, драматического) произведения.
«Рассказывание» (наррация) как процесс возможно только в форме какого-либо режима повествования, которое предполагает, кроме множества других аспектов, выбор повествовательной точки зрения (например, от третьего лица, от первого лица) и выбор голоса рассказчика (нарратора). Режим повествования, кроме того, предполагает построение идиолекта нарратора – речевых черт ведущего повествование лица, от нейтрального в плане фразеологии до оригинального в яркой форме, воплощаемой в виде сказа.
В роли нарратора могут выступать:
- Рассказчик, вымышленный автором и «встроенный» в текст, обладающий именем, биографией и т. д, но являющийся внешним по отношениям к разворачивающимся в тексте событиям (например, в произведении Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Рудый Панько);
- Один из участников событий, разворачивающихся в произведении (например, хроникеры в произведениях Ф. М. Достоевского);
- Автор-повествователь (например, «Мертвые души», «Война и мир»).
Типы нарраторов отличаются по их способности проникать в сознание героя или героев, во степени их вовлеченности в события, осведомленности, эмоциональной привязанности к каким-либо персонажам, ангажированности, заметности для читателя, и т.д. Кроме этого, в произведении может присутствовать целая система нарраторов, которые в тексте представлены более или менее эксплицитно (например, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова).
Типичная композиция повествовательных текстов состоит из:
- Завязки
- Развития действия
- Кульминации
- Развязки.
По мнению А. П. Чудакова, повествователь (рассказчик) излагает не только «события», но и «характеристики». В. А. Сапогов утверждает, что повествование – это изображение событий и действий во времени, рассуждение, описание, несобственно-прямую речь персонажей.