Реминисценция – это элемент художественной системы, представляющий собой использование общей структуры, отдельных мотивов или элементов ранее созданных произведений искусства на близкую тему.
Понятие и типология реминисценции
В изучении внутренних закономерностей литературного творчества проблема отношений писателя с предыдущей литературной традицией занимает особое место. Одним из основных способов создания новых звучаний литературно-художественного образа является реминисценция.
Реминисценция ориентирована на ассоциативное мышление и память читателя.
Часто бывает сложно установить грань между бессознательной реминисценцией и намеренной установкой писателя на заимствование чужого слова или образа. Создание нового текста без обращения к традиции невозможно. Чужой художественный опыт, освоенный писателем, оказывает различное влияние на его творчество. У каждого произведения своя литературно-историческая точка отсчета. Ориентация автора на ту ли иную традицию носит содержательно-функциональный, а не формальный характер. Лишь в таком случае читательский опыт автора становится продуктивным.
Ниже рассмотрена типология реминисценций.
Дословное воспроизведение текста источника, которое предлагается в виде кратких изречений или выписок, часто выделяется кавычками или графически. Сюда относятся цитаты в публичных выступлениях, дневниках, пародиях, памфлетах. Эпиграфы тоже относятся к этому типу, однако они имеют особое композиционное значение.
Воспроизведение источника с внесением небольших изменений и добавлений, которые не нарушают семантико-стилевой облик оригинала.
Интертекстуальное цитирование. В этом случае фраза известного произведения приобретает новую жизнь в национальной литературе. Он соотноситься лишь с образом, ставшим знамением времени. Например, реплика Чацкого из комедии «Горе от ума» «Дым отечества нам сладок и приятен» в контексте сюжета пьесы связана с темой возвращения на родину.
Намеренное редактирование текста источника, замена отдельных элементов, имеющих важное стилистическое и семантическое значение, которое приводит к изменению патетической тональности мысли. Такой тип реминисценции часто встречается в литературных пародиях, каламбуре и жанре коллажа.
Фрагментарная трансляция текста предполагает использование особенно характер для источника выражений и слов.
Еще одним типом реминисценции является свободный пересказ, переложение, перевод отдельных мотивов с целью создания символического комментирования эпизода.
Литературные реминисценции выполняют эстетико-утилитарную и философскую функцию, объединяют опыт культуры разных времен, аранжируют известные сюжетные построения, в результате чего создается гипертекст словесности.
Реминисценция в художественном произведении
Наиболее часто реминисценция в текст вводится путем упоминания какого-либо произведения, героя, автора, эпизода и т.д. В соответствии с уровнями лирического произведения выделяются следующие уровни реминисценций:
- Мотивный;
- Образный;
- Сюжетный;
- Ритмико-синтаксический;
- Лексический.
На мотивном уровне особенности реминисценции определяются природой самого мотива. С одной стороны, условием бытования мотива является повторяемость, отсюда следует, что мотивная реминисценция является практически самым распространенным вариантом цитации. В то же время реминисценция – мотив никак не обозначена в тексте, что открывает большой простор для гипотетических построений. На вопрос о подобных заимствованиях часто не может ответить и сам автор.
Образный уровень реминисценций предполагает заимствование персонажей и образов одного автора у другого либо даже целого ряда авторов. К этому же уровню относится и хронотоп.
На следующем уровне, ритмико-синтаксическом, реминисценции проявляются в рифме, размере, строфике и синтаксических конструкциях. Об этом уровне можно рассуждать только в контексте лирического произведения ввиду неприменимости понятий размера, рифмы и строфики к эпическому тексту.
Лексический уровень реминисценции предполагает заимствование и употребление лексики, лексических средств одного автора другим. Примером такой реминисценции может быть воспроизведение чужого заглавия.
Выделяются также эксплицитная реминисценция, которая рассчитана на узнавание, и имплицитную, скрытую. Нередко грань между этими двумя видами реминисценции сложно определить.
Но реминисценция становится таковой лишь тогда, когда начинает выполнять свою ключевую функцию – напоминание.
Читатель, который не увидел в художественном тексте ничего необычного или же увидел, но не получил ни малейшего представления о том, о чем говорит автор, не сможет понять и оценить и такое своеобразное художественное средство, как реминисценция.
Таким образом, для автора произведения реминисценция – это способ напоминания читателю о каких-либо культурных фактах, а для читателя – способ лучше понять авторскую мысль.
Характер реминисценций зависит от выполняемой ими художественной функции:
- Автор может использовать реминисценции для изображения реальных событий или людей;
- Автор при помощи реминисценции может выражать личное отношение к какому-либо произведению, факту культуры или другому автору;
- Реминисценция может использоваться для создания юмористического или сатирического эффекта. В том случае, если нужно высмеять персонажа, она приобретает черты пародийности;
- Реминисценция может служить для создания противопоставления.
Культура постмодернизма почти полностью основана на реминисценциях, а привычный художественный текст превращается в интертекст, текст, сформированный из образцов окружающей и предшествующей культуры.
Таким образом, реминисценция:
- Расширяет смысловое пространство художественного текста;
- Требует от читателя высокой читательской культуры;
- Усиливает ощущения;
- Выполняет функцию напоминания;
- Делает текст более проникновенным.