Имажизм – это направление в английской литературе начала 20 века, объединившее группу литераторов, творивших непосредственно перед началом Первой мировой войны. В центре творчества писателей и поэтов этого направления – одинокая личность, образно видящая реальность трагического мира.
Проблема «потерянного поколения» в творчества Р. Олдингтона
Современники называли Ричарда Олдингтона самым английским писателем своего времени. Его роман «Смерть героя» наряду с произведениями «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя стал манифестом «потерянного поколения».
Настоящее имя Ричарда Олдингтона – Эдвард Годфри Олдингтон.
Для литературного мира 1929 год был неплохим. В этом году появились такие романы, как «Смерть героя» Р. Олдингтона, «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка. Но если Э. Хемингуэй широко известен, то такой популярности у Р. Олдингтона нет, хоть этому и сложно найти объяснение.
Олдингтон сам был участником Первой мировой войны. Он вступил в армию добровольцем, был сначала рядовым, затем командовал ротой связи. Получил контузию и вернулся домой. Война резко изменила мировоззрение и мироощущение Олдингтона, наложила отпечаток безнадежности и суровой горечи на его дальнейшее творчество.
Два первых романа Олдингтона – «Смерть героя» и «Все люди враги» строятся примерно по одной схеме:
- Одна тематика;
- Один типаж персонажей;
- Похожий сюжет, который можно разбить на две части: до войны и после войны;
- Мифологические мотивы.
Еще одной особенностью романов Олдингтона является «мировоззрение» писателя, обеспечивающее определенную зацикленность на каком-либо мотиве, какой-либо теме (например, отношение к женщине).
Герои Р. Олдингтона не касаются войны, они далеки от политики, от личной выгоды, живут изолированно от мира, и для них война оказывается неожиданной и губительной.
Роман «Смерть героя» является одним из лучших антивоенных произведений того времени. Произведение было переведено на многие языки и сразу же стало известным далеко за пределами Англии. Работа над романом заняла у писателя 51 день. Сам Олдингтон характеризует книгу как «надгробный плач, памятник поколению, которое горячо надеялось, боролось честно и страдало глубоко».
В «Смерти героя» Олдингтон подвергает жесткой критике английское общество, осуждает преступность и безумие войны.
Трагедия человека в романе «Все люди – враги»
Роман «Все люди – враги» занимает второе по значимости место в творчестве Олдингтона после романа «Смерть героя». Работа над произведением была закончена в 1933 году. В 1935 году роман вышел на русском языке под названием «Вражда». Роман был воспринят как продолжение первого романа – «Смерть героя», как еще одно произведение о «потерянном поколении». «Все люди – враги» - произведение во многом автобиографичное. В сюжетных линиях этого романа наблюдаются некоторые события из жизни самого писателя. Главной темой романа является физическая и душевная адаптация героя к послевоенной жизни после всех испытанных ужасов Первой мировой.
В романе «Все люди враги» интонационное совпадение тех или иных событий подтверждает одинаковость восприятия авторов «потерянного поколения». Жизнь главного героя разделена на фазы: 1914 г., 1915-1919 гг., 1926-1927 гг. Если Хемингуэй рисует одного героя в военное время, то Р. Олдингтон дает цельную зарисовку своего героя – до войны, во время войны и в послевоенный период. Он при этом не ограничивается рамками только одного персонажа, вводит несколько второстепенных, продолжающих развивать основную идею произведения – тему жестокости войны. На примере этих персонажей прослеживается изменение сознания и взглядов на окружающую действительность, их искалеченность, что добавляет долю ужаса.
1914 год – своего рода экспозиция масштабных событий и потрясений. Надежды на светлое будущее, мирная жизнь, большая любовь. И это все ждет развязки, наступление которой неизбежно.
1915-1919 гг. – военное время. В романе оно представлено одним стихотворением и сном. Из этого сна читатель узнает о ранении главного героя. Именно с этого момента, которое на первый взгляд не заслуживает внимания, писатель переключается на жизнь после войны.
Сам же послевоенный период характеризуется какой-то темнотой, проникновенностью в себя. Одиночество, ужас, тщетные поиски любой девушки оказываются большим адом, чем война. Этот период воспринимается как ошибка. Главный герой женится не на той, живет не той жизнью, лжет самому себе. Писатель оправдывает это состояние необходимостью времени для возврата к себе, для самовосстановления, собирания из осколков своего «Я». Война забрала тринадцать лет жизни героя. Войне нет оправдания. Жизнь, которую ведет герой – это не жизнь, а прозябание, мрачное и бесцельное.
С другой стороны, для писателя характерным является какое-то странное отношение к женщине. Олдингтон всегда дает своем герою влюбленность (но не любовь) в малом возрасте, способствующую раскрытию человека в сексуальном плане без аномалий (для Англии остра проблема пола). Герой в дальнейшем приобретает утонченно-романтическое восприятие женщины, и это мешает построению отношений, ведь за романтикой герой не способен разглядеть истинное обличие своей возлюбленной.
Произведение «Все люди враги» более лирично, чем роман «Смерть героя», лишено притягательного сарказма. В романе множество бытовых деталей и подробных описаний – читатель всегда знает, что герой ел на завтрак, обед и ужин.
Критика романа «Все люди – враги»
Роман «Все люди – враги» был неоднозначно принят английским общество. Это неприятие во многом было обусловлено поведением писателя – его бескомпромиссной критикой общества, которое, как считал Олдингтон, его предало. Британский литературный «истеблишмент» после окончания войны ополчился лично против Олдингтона. Критика писателя включала все социальные аспекты: церковь, правительство, искусство, классы, семью. Именно эти институты общества высмеивались героями произведений Олдингтона, подвергались с их стороны критике. Часто писателя упрекали в стереотипности образов и обвиняли в отсутствии мастерства. Но Олдингтон писал не о воображаемых героях, его романы основаны на личном опыте. Поэтому судьба героя романа «Все люди – враги» Энтони Кларендона – это судьба человека «потерянного поколения». Кларендон в романе предстает как человек европейской культуры, а его история оказывается поднятой на уровень широкого обобщения.