Контрапункт (в литературе) — это противопоставление нескольких сюжетных линий.
Военная тема в творчестве Э. Хемингуэя
Эрнест Хемингуэй – один из самых популярных и влиятельных американских писателей 20 века, ставший известным в первую очередь своими рассказами и романами. В ряде ранних рассказов первого сборника писателя «В наше время» отразились воспоминания детства. Эти рассказы привлекли внимание критиков объективной сдержанной манерой и стоическим тоном.
В 1926 году вышел первый роман писателя «И восходит солнце». Это произведение – окрашенный разочарованием талантливо написанный портрет «потерянного поколения». Именно благодаря этому роману, в котором речь идет о бесцельных и безнадежных скитаниях группы экспатриантов по послевоенной Европе в обиход вошел термин «потерянное поколение».
Следующий роман – «Прощай, оружие», написанный в 1929 году, был столь же удачным и таким же пессимистичным. Это роман о лейтенанте-американце, сбежавшем из итальянской армии, и его любимой женщине – англичанке, умирающей во время родов.
Роман «По ком звонит колокол» был написан в 1940 году. Роман стал следующим важным этапом в творчестве Э. Хемингуэя. В произведении развиваются и углубляются тенденции, которые проявились в «Пятой колонне». «По ком звонит колокол» посвящен гражданской войне в Испании. Героем этого произведения тоже является молодой американец, который добровольно приехал в Испанию бороться с фашизмом.
Тема долга в романе «По ком звонит колокол»
Сюжет романа несложен. Главный герой произведения Роберт Джордан получает задание перейти за линию фронта, и с началом наступления республиканской армии, взорвать мост в тылу фашистов, чтобы им помешать подбросить подкрепление. На первый взгляд, довольно простой и незамысловатый для большого романа. Но в этом произведении Э. Хемингуэй по-новому для себя решает ряд нравственных проблем. В первую очередь, здесь поднимается проблема ценности человеческой жизни в соотнесении с добровольно принятым на себя нравственным долгом.
Произведение пронизано ощущением трагедии. И с этим же ощущением живет герой романа Роберт Джордан. Над всем партизанским отрядом витает угроза смерти – то в облике фашистских патрулей, виде фашистских самолетов. Но здесь автор показывает не трагедию обреченности перед лицом смерти и беспомощности, как в романе «Прощай, оружие!».
Главный герой романа «По ком звонит колокол» понимает, что выполнение задания для него и для старика Ансельмо, проводника, может кончиться гибелью, но несмотря на это, убежден, что каждый должен исполнять свой долг. Именно от выполнения долга зависит многое – судьба войны, а возможно, и больше. Так на смену Фредерика Генри, героя романа «Прощай, оружие!», думающего лишь о том, чтобы сохранить свою жизнь и любовь, у Роберта Джордана в условиях не империалистической, а революционной войны, оказывается главным чувство долга перед идеей борьбы за свободу, перед всем человечеством.
В романе «По ком звонит колокол» до совершенно других высот поднимается и тема любви. Здесь она сплетается с идеей общественного долга. Роберт Джордан, прибыв в партизанский отряд Пабло, встречает там Марию, девушку, жизнь которой разбита войной. В романе писатель показывает конфликт между долгом главного героя и новообретенным вкусом к жизни, вызванным любовью к девушке.
Все произведение пронизывает тема долга перед людьми. Если в романе «Прощай, оружие!» писатель устами своего героя отрицал «высокие» слова, то в романе «По ком звонит колокол» эти слова снова обретают ценность.
Трагическое звучание произведения получает завершение в эпилоге. Роберт выполняет задание, но получает тяжелое ранение. И снова в романе звучит тема долга. Джордан остается на верную смерть, принимая решение прикрыть отступление товарищей: «Ты ничего уже не можешь сделать для себя, но, может быть, сможешь что-нибудь сделать для других». Роман заканчивается тем, что Джордан подводит итог прожитого, и этот итог оказывается жизнеутверждающим.
Значение эпиграфа в романе «По ком звонит колокол»
В эпиграфе, который Э. Хемингуэй выбрал для романа «По ком звонит колокол», находит выражение основная гуманистическая тема романа.
Выбором такого эпиграфа писатель показывает, что новый роман начинается с того, чем заканчивается предыдущее произведение – «Иметь или не иметь». Писатель с самого начала указывает на восстановление связи времен, ведь именно разрыв этой связи обусловил трагедию его предыдущих героев.
Роберт Джордан как личность оказывается гораздо шире героев – представителей «потерянного поколения». Джордана отличают осознанное социальное чувство и напряженная жизнь интеллекта. Жизненная цель героя заключается в выполнении нравственного и общественного долга.
За трое суток перед взрывом моста главный герой понимает ценность каждой человеческой жизни. Он осознает, что каждый человек – целый мир. Но в то же время, человек – часть мироздания, и его судьба крепко связана с судьбой всего человечества. Эпиграф подчеркивает этот философский аспект романа.
Благодаря обретенному героем новому качеству существенно расширяются и границы лирического романа. Джордан не является единственным повествователем. Произведению присущ полифонизм. Некоторые факты подаются писателем через восприятие других героев:
- Цыганки Пилар;
- Старика Ансельмо;
- Партизана Эль Сордо.
В результате жизнь главного героя оказывается вписанной в общую картину гражданской войны, испанского движения и жизни испанского народа. Роман приобретает эпический размах и становится современным эпосом.
В романе «По ком звонит колокол» писатель выражает свой особый взгляд на религиозную ситуацию. В эпиграфе к роману намечается религиозно-философский вектор произведения. Эпиграф выражает основную идею произведения Хемингуэя через диалог с христианской литературой. Само произведение в жанровом отношении можно назвать реквиемом. «По ком звонит колокол» - это гимн величия павших и непобежденных.