Экзистенциализм – это иррационалистическое направление в современной философии и литературе, в центре изучения и изображения которого находится человеческое существование, а в качестве основного метода изучения действительности выступает интуиция.
«Философия слова» и «философия мысли»
Во времена Античности и во все последующие эпохи художественная литература была тесно связана с философией. Будучи рациональным размышлением над вопросами о человеке, о его месте в мире, философия стремилась оставаться интересной и понятной для широкого круга людей. Другими словами, философия в какой-то мере стремилась быть литературой.
Философия – это осмысление фундаментальных вопросов бытия человека в мире.
Философия на читателя воздействует через текст, что сближает ее с литературой. На первый взгляд, различия между философскими и литературными текстами очевидны, но процесс метафоризации и концептуализации языка в разных культурах и на разных исторических этапах происходил по-разному, не оставалась неименной и форма выражения мысли. В результате этого часто граница между литературой и философией становилась иллюзорной. Уже в диалогах Платона, считающегося родоначальником европейской философии, проявилась, с одной стороны, двойственность философии, ее принадлежность одновременно и к науке, и к литературе, стремление к точности понятий, выработке стройной системы, а с другой – склонность к метафоризации и риторические приемы.
С развитием науки Нового времени философия больше сближается с наукой, ассимилирует наунчый способ рассуждения и такой же стиль изложения. Например, это проявляется в строгом геометрическом методе изложения сочинения Спинозы «Этика». Но связь философии с литературой не прерывалась никогда. Произведения Паскаля, Монтеня, Дидро, Руссо, Ницше, Фихте, Руссо в равной степени принадлежат и философии, и литературе.
Интенсивное развитие науки, которая проникла во все сферы материальной и духовной культуры, а также довольно длительного влияния позитивизма привело к возникновению в современной философии двух стилей философствования: «философии слова» и «философии мысли».
«Философия мысли» в языке видит инструмент для выражения мыслей, а точность передачи идей в этом случае обусловлена строгостью понятийного аппарата. Для этого стиля философствования язык становится лишь средством, а предметом философии является мысль.
В «философии слова», напротив, именно языку отводится главная роль. Первостепенное значение здесь имеет смыслотворящая сила слова, которое пробуждает ассоциации и образы, порождает новые смыслы. Фактически язык философии начинает подчиняться законам литературы. В этом стиле философствования стройной системе идей противопоставляется богатая система образов, а строгости понятий – разнообразие метафор. В «философии слова» философия начинает напоминать поэзию.
Творчество «философов слова», философов-поэтов – это своеобразная «точка», в которой происходит слияние литературы с философией. Здесь граница между ними нивелируется, исчезает, а философский дискурс приобретает черты, характерные для литературы:
- субъективность;
- аффективность;
- игра смыслами.
А концептуализация в этом случае происходит через метафоризацию. Произведения приобретают литературную форму. Она расширяет их содержание, наделяет его новыми смыслами. В текстах Ницше, Паскаля, Хайдеггера, Витгенштейна читатель сталкивается с фрагментами, которые Дж. Стейнер назвал «разбитыми бесконечностями», «поэзией незаконченности». Благодаря ей читатель становится со-творцом смыслов.
В то же время и литература, рассуждая и размышляя о основополагающих вопросах бытия, часто приближается к философии. Например, в произведениях Достоевского, Т. Манна и многих других писателей содержится осмысление и переработка идей Ницше, Шопенгауэра и других мыслителей.
Продуктивистская теория отношения литературы и философии
Несмотря на очевидность взаимовлияния литературы и философии на протяжении истории философии от эпохи Платона до 21 века, роль литературы в развитии философской мысли считалась второстепенной. В философской направленности ряда произведений литературы виделась попытка анализа концепций и теорий «официальной философии». Важная роль в переоценке роли литературы в развитии философских идей принадлежит М. Хайдеггеру. Он не просто признал, что философское мышление и поэзия очень близки, но и прояснил онтологический статус искусства. По мнению Хайдеггера, произведение искусства – это не просто артефакт, не просто продукт определенной завершенности, законченности, это источник, который лежит в основе определенного мира. Такой же точки зрения придерживается А. Бадью, предложивший «продуктивистскую» теорию отношения литературы и философии. Согласно этой теории, литература может быть не просто своеобразной «мастерской» по иллюстрации и переработке философских идее, она сама способна продуцировать идеи, которые опережают развитие философской мысли.
Как известно, Нобелевская премия не присуждается за достижения в области философии. Однако есть Нобелевская премия за достижения в области литературы. И ее получил ряд общепризнанных крупных философов 20 века, такие как Б. Рассел, А. Бергсон, Ж.-П. Сартр, А. Камю. Б. Рассел в равной степени был одарен и как аналитический философ, и как «литературный». Бергсон – представитель «философии жизни», и экзистенциалисты, испытавшие его влияние – Сартр и Камю, являются представителями «литературной философии».
Экзистенциализм является одним из немногих философских направлений, добившихся массового общественного признания. И это произошло потому, что для экзистенциализма был важен художественный метод, а наиболее подходящими жанрами для него были публицистика и беллетристика, столь популярные среди читателей. В этом случае речь идет о философах, которые осуществляют движение к литературе. Но есть и обратное движение – от литературы к философии. Например, философское осмысление мира писателями является характерным для «литературоцентричной» российской культуры. Известно, что на Западе ряд крупнейших русских писателей известен именно как философы. В России философия была всегда зависимой от литературы. поэтому жесткого разделения литературы и философии, характерного для западного общества, в России не было.