Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла "Эдип-царь"

Определение 1

Трагедия рока – это драматургический жанр, в основе сюжета произведений которого находится неотвратимая предопределенность судьбы.

Противоречие трагедии «Эдип-царь»

Софокл в трагедии «Эдип-царь» ставит одно из ключевых противоречий своего времени: свободная воля человека и воля богов.

Для античной поэзии, особенно для трагедии, материнской почвой послужила мифология. У каждого трагика она получает свое истолкование. Так, Софокл использовал миф о царе Эдипе с целью показать столкновение воли богов и воли человека. В трагедии «Антигона» он воспевает человеческий разум, а в трагедии о царе Эдипе поднимает человека еще выше. Софокл показывает силу характера человека, его стремление направить жизнь так, как хочется ему. И пусть человеку не под силу избежать бед, предначертанных богами, причиной этих бед становится характер, проявляющийся в действиях, которые ведут к исполнению божественной воли. Главное противоречие трагедии Софокла «Эдип-царь» - свободная воля человека и его обреченность.

В этом произведении Софокл рассказывает о судьбе Эдипа, сына царя Лая, которому была предсказана смерть от руки собственного сына. Лай приказал проколоть ноги младенцу и бросить его на горе Киферон. Но раб, которому было приказано это сделать, спас младенца. Эдип был воспитан коринфским царем Полибом.

Замечание 1

В переводе с греческого Эдип означает «с опухшими ногами».

Эдип, уже будучи взрослым, узнал от оракула, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Он ушел из Коринфа, считая царя и царицу своими родителями. Эдип по дороге в Фивы в ссоре убил неизвестного старика. Старик этот оказался Лаем. Эдип сумел освободить Фивы от Сфинкса, за что был избран царем и женился на вдове Лая Иокасте, собственной матери. На протяжении многих лет царь Эдип пользовался любовью народа.

Но однажды в Фивах случился мор. Софокл начинает трагедию как раз с момента, когда хор молит царя избавить город от этой страшной беды. Оракул объявляет, что причиной этого несчастья является то, что среди граждан находится убийца, и его следует изгнать. Царь Эдип ищет преступника, не догадываясь, что он сам является им. Когда же он узнал истину, он ослепил себя, считая, что это заслуженное наказание за его преступление.

«Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла "Эдип-царь"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Образы трагедии «Эдип-царь»

Центральным образом трагедии является царь Эдип, которого народ называет справедливым правителем, а жрец считает наилучшим из мужей. Эдип спас Фивы от угнетавшего город чудовища, возвеличил страну своим мудрым, справедливым правлением. Он чувствует ответственность за родину, за судьбу своего народа и готов на все, чтобы избавить страну от мора. Эдип думает лишь о благе государства и страдает, видя бедствия граждан. Движущая сила действия Эдипа – желание помочь слабым и страдающим.

Эдип считает себя посредником между людьми и богами и несколько раз становится помощником богов. Они повелевают, Эдип исполняет их волю. Даже жрец в спасении Фив от Сфинкса видит действие богов, которые избрали Эдипа орудием своей воли.

Но Эдипу не дано знать волю богов. Веря в прозорливость жрецов, Эдип обращается к оракулу Тиресию. Однако заподозрив, что Тиресий скрывает имя убийцы, Эдип предполагает, что жрец сам принимал участие в преступлении. Его уважение сменяется гневом. Эдип называет Тиресия негодным и осыпает незаслуженными оскорблениями.

В разговоре с Креонтом Эдипа тоже охватывает гнев. Он подозревает Креонта в интригах и в состоянии раздраженности бросает ему оскорбление, назвав его разбойником и убийцей.

Именно невоздержанный характер царя Эдипа стал причиной убийства старика на дороге. Но Эдип умеет глубоко чувствовать, и страдания в результате совершенного им преступления оказываются страшнее смерти. Эдип виноват перед родителями и перед своими детьми, рожденными в греховном браке. И за эту, хоть и невольную, вину Эдип жестоко наказывает себя.

Следует отметить, что хоть боги и сильны, но Эдип во всех действиях проявляет свободную волю. И несмотря на трагичный конец, его воля морально торжествует.

Родители Эдипа тоже пытались избежать судьбы, предсказанной оракулом. Иокаста, мать Эдипа, ч точки зрения морали, совершает страшное преступление, согласившись отдать сына на смерть. Она совершает преступления и с религиозной точки зрения, когда пренебрегает изречениями оракула. Проявляет она скептицизм и когда говорит Эдипу, что не верит в предсказания богов, желая отвлечь его от мрачных мыслей. И за свою вину Иокаста расплачивается жизнью.

Креонт, мнимый соперник Эдипа, наделен Софоклом не такими чертами, как в трагедии «Антигона». В трагедии «Эдип-царь» Креонт не стремится к абсолютной власти, предпочитая долю власти. Справедливость его речей подтверждает и хор, что дает основание принять высказывания Креонта за мнение самого Софокла. Креонт выше всего ценит честь и дружбу. И даже в минуту самоуничижения Эдипа он приходит к царю без злорадства, проявляя гуманное отношение и обещает дочерям Эдипа покровительство.

Политическая и социальная направленность произведения

Софокл в своих произведениях стремится восстановить единство государства и общества. Он отстаивает тип государства, в котором нет места тирании, а царь тесно связан с народом. Именно в Эдипе он видит образ такого царя.

Однако эти идеи не соответствовали времени – Софокл борется против сил, которые нарушают полисные связи.

Причина разрушения гармонии коллектива и личности заключается в следующих факторах:

  • Рост денежных отношений, пагубно влияющий на сохранение традиционных устоев;
  • Распространение подкупа и стяжательства;
  • Растущее свободомыслие;
  • Пренебрежение волей богов;
  • Религиозный скептицизм.

Софокл признает божественное предопределение и считает, что человек бессилен против него. Он в условиях отделения личности от общества показывает человека в его свободном стремлении уклониться от предначертанного, бороться с ним.

Таким образом, трагедия Софокла «Эдип-царь» - это не только «трагедия рока», как в противопоставлении трагедии характеров классифицировали ее неогуманисты 18 и 19 столетий, а еще и трагедия, в которой хоть и признается зависимость человека от воли богов, но при этом признается и его свобода действия.

Дата последнего обновления статьи: 26.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot