Экзистенциализм – это направление в философии и литературе 20 века, основывающееся на концепции абсурдности бытия человека.
Абсурд в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»
Жан-Поль Сартр и Альбер Камю являются ярчайшими представителями французской прозы, которые выражали идеи ангажированности. Абсурда и экзистенциализма. Вышедший в 1938 году роман Ж.-П. Сартра «Тошнота» открывает новый этап в истории романа, говоря о «новой болезни века». В произведении абсурд выражается ощущением постоянной тошноты героя – Антуана Рокантена. Испытывая Рокантеном тошнота является своего рода моральным отвращением, которое он испытывает от осознания и созерцания гротескного мира «гнусных людей». Тошнота Рокантена – это реальность, которая им воспринимается как тяжесть. Эта тяжесть сдавливает грудь, голову, давит на желудок, наполняет легкие, перекрывает горло. Никто не способен точно определить это странное состояние, это недомогание, мучающее Рокантена. Это состояние – проявление по отношению к абсурдному миру.
Роман «Тошнота», принесший большую славу Сартру, является, по мнению критиков, самым удачным из всех его произведений. Главный герой произведения, Антуан Рокантен, довольно обеспеченный молодой человек, побывавший во многих странах, живет в городке Бувиль и пишет книгу. Неожиданно Рокантен чувствует в себе некоторую перемену – он испытывает чувство какого-то отчуждения и отвращения. Причем это чувство отвращения проявляется физически – Рокантена постоянно мучает тошнота. Она усиливается с каждым днем. Сначала тошнота проявляется при столкновении с обычными предметами в обыденной жизни, затем она начинает проявляться при встрече с людьми и далее распространяется от отношению ко всему миру. Это невыносимое, всепоглощающее чувство тошноты покидает Рокантена только в те моменты, когда он слушает отрывок из композиции “Some of these days”.
Постепенно Рокантен понимает, что единственный выход для него в этой ситуации – написать свою книгу. Эта книга должна быть «прекрасной и твердой как сталь, чтобы люди устыдились своего существования».
Рокантен постоянно думает о том, что все его существование абсурдно. Он не принимает ни настоящее, ни прошлое. В памяти Рокантена множество воспоминаний. В поисках материала для книги о маркизе Рольбоне Антуан объездил множество стран. Сартр интересно рассматривает тему времени. Герой романа «видит будущее», но не видит смысла в его воплощении в жизнь. У Рокантена совершенно особые отношения со временем. Герой убежден, что видит время, видит, как оно наступает, медленно осуществляется, и от этого ему становится тошно. Прежде всего, абсурд в романе понимается как осознание иррациональности и бессмысленности жизни.
Рокантен практически не общается с людьми. Он одинок, и очень страдает от этого одиночества. Но парадокс заключается в том, что невыносимо страдая от одиночества, Рокантен не хочет эту ситуацию исправить. Ему кажется, все бессмысленно. Абсурд и нелепость – главная характеристика его существования.
Выражение отчужденности человека в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»
Отчужденность героя – это отдаление человека от своей сущности, от самого себя.
Это явление автор считает результатом давления социальных институтов, а также следствием влияния других внешних мотивов.
Отчужденность – это отстраненность человека от мира, общества, других людей и от самого себя, погружение вглубь сознания, собственных ощущений и мировосприятия.
Герой ограничен личными чувствами и переживаниями, он воспринимает мир через призму собственных жизненных установок и собственного видения жизни. Человек наблюдает за всем со стороны, отделяет себя от окружающего. Ему чужда жизнь общества. Эффект отчуждения вызывает необходимость ежедневного повиновения законам общества и социальным институтам, до предела сдавливающим человеческую свободу. Рокантен выглядит внешне нейтральным, он не предпринимает ничего, бездействует, и это является своеобразным бунтом. Отчуждение происходит внутри Рокантена, в его сознании.
Это состояние в романе выражается несколькими способами:
- Повествованием от первого лица в форме дневника;
- Отделение героя от других;
- Через хронотоп;
- Через особый тип повествования – «поток сознания».
Рокантен отрывается от реальности, о чем говорит и его занятие. Рокантен пишет историческую книгу, обращается в ней к прошлому, в эпоху жизни маркиза де Рольбона, политического авантюриста и возможного соучастника убийства императора Павла I. Будни героя ничем не отличаются, они похожи друг на друга. Герой ходи по одинаковым улицам, работает в библиотеке, обедает в одном и том же заведении, пишет книгу, спорит с настоящим, чувствует приливы тошноты. Затем все повторяется снова. Рокантен чувствует разобщенность и с людьми, и со временем, и с пространством.
Верхом отчужденности героя становится восприятие им своего тела как такого же враждебного мира, какой окружает его. Рокантен воспринимает собственное тело как что-то, что живет отдельно, само по себе, и не является его частью.
Отчужденность Рокантена выражается и через хронотоп. Авто рассказывает, как постепенно, день за днем, Антуан теряет себя. Читатель видит этапы изменения его сознания и мировосприятия, наблюдает, как для героя меняется пространство и время. Рокантен перестает видеть разницу между настоящим, прошлым и будущим, даже собственные воспоминания он отрицает. Разнообразие вещей становится для него раздражающим, вместо привычного пространства он начинает видеть одинаковые оболочки. Мир теряет краски и границы, становится раздражающим, расплывчатым. Рокантен теряется во времени, ощущает, что не живет, а существует. Он превращается в ничто, и окружающий мир становится таким же.
Поток сознания у Сартра реализуется через воплощение осознания бытия и свободы выбора. Роман лишен динамики действий и острого сюжета, все внимание уделяется миру героя и тому, что происходит в его сознании. Рокантен приходит к осознанию того, что сущность человека – ничто. И потому возникает трагедия героя, потерянного, отчужденного.